Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Парные столицы и мегаполисы Америки, Австралии и Африки. Туристические центры Латинской Америки и США - Бразилиа

Бразилиа

 

Бразилиа — пожалуй, самая молодая столица мира: городу не исполнилось еще и 50 лет!Впрочем, то, что в географическом центре Бразилии когда-нибудь возведут новый город, столицу нового государства, было известно с XVI в., когда монах ордена иезуитов Аншиетта оставил свое пророчество об этом. Однако исполнения предсказания пришлось ждать долго. Первый план строительства был предложен в 1789 г., но его тут же отвергли: Португальской империи было попросту незачем строить столицу вдали от моря и важнейших городов колонии. В 1822 г. Жоан II Педро, сын португальского короля, провозгласил независимость Бразилии от метрополии. Он планировал перенести столицу на новое место, но не нашел для этого необходимых сил и средств.

В 1891 г. была принята первая бразильская Конституция, и в ней впервые было четко обозначено место для новой столицы: особый Федеральный округ (по образцу столиц США и Мексики) должен был разместиться в самом центре страны, внутри штата Гойас, на заранее оговоренном прямоугольном участке земли. Но и после этого строительство не началось: не было ни денег, ни организаторов.

Столицей по-прежнему оставался крупнейший город страны — Рио-де-Жанейро.

Окончательное решение о строительстве новой столицы было принято Национальным конгрессом Бразилии только в 1955 г. Это нужно было для того, чтобы начать освоение до того слабо заселеных, но огромных массивов плодородных земель центре страны, стимулировать развитие и городов в бразильской «глубинке», и транспортного сообщения, и культурный подъем до этого отдаленных районов.

Кроме того, положение Рио-де-Жанейро на самом краю огромного государства приводило к тому, что старая столица не могла быть настоящим центром объединения нации: чем дальше, тем больше ощущалась разница между жителями развитых приморских столичных районов и всей остальной страны. Поэтому в комиссию по выбору места для нового города включили не только строителей, геологов и географов, но и политиков, и общественных деятелей из разных штатов Бразилии.

В итоге после нескольких лет изысканий и согласований было выбрано обширное плато в центральной части Бразильского плоскогорья, на высоте 1,1 тыс. м над уровнем океана, в малонаселенной части штата Гойяс, в 1,2 тыс. км от Рио-де-Жанейро, в истоках рек Корумба, Сан-Франсиску, Токантина и Парана. Еще до закладки города началось сооружение его транспортной системы: построен аэропорт (теперь он стал международным), начата прокладка железных и автомобильных дорог, которые должны были связать новый центр государства со всеми остальными районами страны.

Президент Бразилии Жоселино Кубичек де Оливейра предложил знаменитому архитектору Оскару Нимейеру спроектировать столицу. Тот согласился работать над проектами важнейших правительственных зданий, но для создания генерального плана застройки города предложил провести открытый конкурс. Конкурс среди архитекторов-градостроителей объявили 19 июля 1956 г., в нем участвовало 26 работ, и в итоге победил проект бразильского архитектора-модерниста Люсио Косты под названием «Пилото».По этому проекту в 1960 г. и был заложен город, получивший название своей страны — Бразилиа.

Когда туристы подлетают к нынешней столице Бразилии, стюардессы обязательно говорят: «Посмотрите в иллюминаторы!» И в самом деле, зрелище редкостное: с воздуха открывается вид на город, построенный в форме... самолета! Впрочем, некоторые считают, что Люсио Коста вложил в свой проект еще один символ, и видят в плане застройки крест. Но как «самолет» Бразилиа воспринимается все-таки чаще: это и в самом деле город будущего, спроектированный тремя гениями: Коста, Нимейером и ландшафтным рхитектором Робертом Бурле Маркесом, который спланировал сады, парки и скверы столицы, а также подобрал растения, способные и успешно расти в климате засушливого кустарникового плоскогорья, и стать настоящим украшением улиц.

Впрочем, в Бразилиа засуха обычно не чувствуется: город окружен искусственным озером-водохранилищем Пантанал, которое не только вмещает запас воды для городских нужд, но и служит своеобразным кондиционером: летом его испарения смягчают жару, не дают перегретому сухому воздуху проникнуть на улицы, а в сезон дождей озеро принимает избыток воды, спасая от наводнений. В результате столица получает чистый и прохладный воздух в любое время года.

Город выстроен вдоль двух пересекающихся магистралей: на более длинной из них — Монументальной оси, — в «фюзеляже самолета», располагаются административные здания, а на идущей с севера на юг главной транспортной магистрали, в «крыльях», — жилые районы.

Жилые кварталы Бразилиа были также спроектированы Нимейером. Они состоят из нескольких микрорайонов 5—10-этажных зданий, а также частных особняков. В домах впервые были применены стеклянные стены с солнцезащитным эффектом, которые практически не нагреваются в условиях жаркого климата. В каждом микрорайоне предусмотрена своя инфраструктура — школы, детские площадки, спортивные Сооружения, магазины, скверы и небольшие парки. Вообще Бразилиа отличается хорошим озеленением, лесопарковый массив примыкает непосредственно к основной части города.

В городе нет промышленных предприятий, а кроме того, это, наверное, единственная столица (причем, заметим, крупной и развитой страны!), в которой нет ни единого светофора. Дело в том, что все транспортные магистрали спланированы так, чтобы избежать обычных для крупных городов автомобильных пробок.

Улицы широкие, просторные, движение на них организовано так, чтобы потоки машин не пересекались, а расходились по круговым развязкам.

Поэтому в бразильской столице нет гари, пыли и привычного городского шума — несмотря на то, что единственным городским транспортом здесь являются автомобили.

Бразилиа задумывалась, проектировалась и строилась специально для выполнения функций дминистративного центра страны, поэтому почти все городские достопримечательности так или иначе связаны с государственными учреждениями. Впрочем, каждое из таких учреждений является архитектурным шедевром, а все вместе они придают молодой столице неповторимый и запоминающийся облик.

Знатоки считают, что при воплощении своих идей Коста и Нимейер, пытавшиеся создать «город будущего», действовали по принципу «все новое — это хорошо забытое старое» и обратились к опыту и традициям Древнего Египта. В результате в самом центре Южной Америки турист может увидеть в силуэтах ультрасовременных зданий очертания египетских пирамид и храмов. Например, статуя богини правосудия — Фемиды — возле здания Верховного суда Бразилии похожа на изваяние египетской царицы, а восход солнца в День Бразильской республики — 21 апреля — с центральной площади можно наблюдать точно в промежутке между двумя башнями Национального конгресса, так же, как в египетском храме Абу-Симбел, только, естественно, с поправками на современные конструкции и совершенно другой масштаб.

Центральная площадь, место пересечения главных улиц, называется площадью Трех Властей: на ней расположены здания, предназначенные для законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Эта площадь, спроектированная Нимейером, является таким же символом бразильской столицы, как, к примеру, Красная площадь в Москве, Унтер-ден-Линден в Берлине или Елисейские Поля в Париже.

Площадь Трех Властей — треугольная, по ее краям расположены комплексы зданий Национального конгресса, Верховного суда и Дворца президента республики.

Национальный конгресс — это совершенно оригинальный, не имеющий в мире аналогов архитектурный ансамбль: два близнеца-небоскреба, у подножия которых расположилась громадная платформа с двумя огромными чашами. Одна из них опрокинута широким куполом, под которым проводит заседания сенат, вторая обращена вверх, к небу, и в ней проходят собрания палаты депутатов Бразилии.

Президентский дворец называют также Дворцом Авроры. Перед ним — скульптурная композиция: две бронзовые женщины плещутся в бассейне, наполненном голубой водой, а в центре площади две гигантские бронзовые мужские фигуры держат в руках по длинной булаве, олицетворяя Мудрость и Власть. От площади Трех Властей идет Министерская эспланада — расположенные в два ряда здания различных министерств, светлые, но выдержанные в строгом современном стиле.

Стоящее отдельно здание Министерства иностранных дел, примыкающее к площади, обрамлено галереей из спроектированных Нимейером колонн оригинального вида и конструкции. Неподалеку расположился совершенно необычный для церковной архитектуры конусообразный Кафедральный собор Метрополитана, «составленный» из 16 разделенных стеклом 40-метровых арок и увенчанный куполом. Севернее собора расположена центральная гостиница города — отель «Националь». Огромная арка на фасаде здания Главного штаба армии Бразилии на площади Парадов не только служит навесом над генеральской трибуной, но еще и спроектирована таким образом, что голос человека, говорящего под центром ее свода, без каких-либо микрофонов и усилителей четко слышен в любом месте огромной площади.

Национальный театр кажется относительно небольшим зданием, но он построен так, что больше половины высоты здания «спрятано» в земле. Зал театра с помощью специальных щитов при необходимости перегораживается на две части — это позволяет или давать в одном зале два различных представления, или использовать архитектурное новшество в оригинальных современных постановках, когда одно и то же действо видится по-разному зрителями, сидящими в разных половинах зала.

В северной части города был создан ботанический сад, в южной, симметрично ему — зоопарк. Кроме того, в столице сооружены стадион, на котором проходят футбольные матчи, ипподром и другие спортивные сооружения.

Одним из первых учреждений, открытых в 1961 г., еще до окончания работы над основными зданиями столицы, стал университет Бразилиа. Сейчас в нем на девяти факультетах и в дочерних институтах обучаются 8 тыс. студентов. Через год, в 1962 г., была открыта и Центральная библиотека: новая столица была призвана прежде всего повысить культурный уровень «глубинных» штатов страны, а без доступа к знаниям и предоставления местной молодежи возможности получить высшее образование это было невозможно.

В память об основателе города (и своем друге), президенте Бразилии Жоселино Кубичеке Оскар Нимейер на собранные народом средства создал мемориальный комплекс. На поверхности над мемориалом возвышается колонна с установленным на вершине скульптурным портретом президента, а главное здание почти целиком скрыто зеленым пологим холмом и протянулось в длину на 200 м. К залам музея-мемориала ведет подземный переход. Музей изучает всю историю Бразилии, но, естественно, центральное место в экспозиции посвящено жизни и деятельности президента Кубичека. В музее воссоздан кабинет, перенесенный из старого Президентского дворца в Рио-де-Жанейро, выставлен парадный костюм президента со всеми регалиями и орденами, а также фотографии, рассказывающие о жизни и деятельности Кубичека. Отдельно, под светящимся красным витражом, помещен саркофаг из черного мрамора. На нем высечено только одно слово: «Основателю».