Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Города мира: урбанистика и архитектура, исторические города - Типологии и инфраструктура городов

Типологии и инфраструктура городов

 

Две крупные группы поселений - городские и сельские.

1. Городские поселения включают города и поселки городского типа, население которых преимущественно занято несельскохозяйственной деятельностью и которые имеют соответствующий статус, установленный органами государственной власти.

Основными типологическими признаками город­ских поселений яв­ляются:

- численность населения (различают малые, средние, большие, крупные, крупнейшие города);

- функциональный профиль (по преобладающей занятости населения различают промышленные, агропромышленные, многофункциональные и другие);

- административная роль (различают столичные города, центры областей, районов); время возникновения (старые, новые);

- тип планировочной структуры (фокусированные, линейные, со свободной планировкой);

- тип территориальной структуры (компактные, расчлененные, рассредоточенные);

- темпы роста и др.

По месту в иерархической лестнице систем расселения выделяют:

- центральные поселения (поселения-центры, города-центры), организующие функции которых (экономические, социальные, административные) распространяются на прилегающую территорию как минимум с одним поселением.

- рядовые поселения, выполняющие подчиненную роль.

Города-спутники - размещаются в зонах влияния крупных городов, которые связаны с горо­дом-центром суточным циклом жизнедеятельности людей (трудовые, обслуживающие, рекреационные и другие связи). Города-спутники могут выполнять самостоятельные народно-хозяйственные функции (производственные, научные, рекреационные) или быть ориентированными на город-центр и таким образом представлять собой поселения-спальни.

Парные города - два относительно равнозначных и близко расположенных города, имеющих тесные связи по об­служиванию населения, трудовые и другие связи, но­сят название ( Борисов - Жодино, Мозырь -Калинковичи, Полоцк- Новополоцк).

2. Сельские поселения - поселения, расположенные в сельской местности и не обладающие статусом городских поселений. Сельские поселения помимо численности жителей, роли в системе расселения, времени возникновения, характера застройки и других общих для всех поселений признаков подразделяются по функциональному профилю (по преобладающей занятости населения) на сельскохозяйственные, поселки при производственных комплексах (рабочие поселки предприятий торфоразработки, лесозаготовки, рыболовства) и другие.

Рекреационные поселения - поселения, основной функцией которых является организация отдыха населения, санаторно-курортного лечения, туризма. К ним относятся города-курорты, курортные поселки, рекреационные деревни, садоводческие товарищества, дач­ные поселки.

Понятие «расселения» , «система расселения», «территориальная система».

Расселение - распределение городского и сельского населения в пределах терри­ториальных образований различной величины (рай­он, регион, страна).

Система расселения - естественно образуемая или целенаправленно формируемая сеть поселений, объединенных на основе оптимизации пространственных, экономических, социальных и других связей.

Различают системы расселения моноцентрические, формирующиеся вокруг одного и, как правило, наиболее крупного поселения, а также полицентрические, имеющие два и более равнозначных центра.

Групповые системы расселения - системы населенных мест, целенаправленно фор­мируемые на основе высокой интеграции экономических, социальных и пространственных связей и обеспечивающие реализацию этих связей в пределах допустимых для данного иерархического уровня затрат времени на межселенные передвижения и перевозки.

Комплексная территориальная система - совокупность поселений, межселенных территорий, транспортной и инженерной инфраструктуры во главе с городом-центром, а также органов управления этой пространственной целостностью. Важнейшей ха­рактеристикой комплексных территориальных систем является пространственное единство материально-технических и природных элементов среды, социальных, экономических и экологических процессов, а также управляющих воздействий, обеспечивающих устойчивость функционирования и развития территориальных систем.

Сеть поселений - совокупность поселений в пределах различного рода территориальных образований.

Различные пространственные сочетания городов образуют:

- агломерации ( территориальное образование, возникающее на базе крупного города)

- конурбации, ( территориальное образование, возникающее на базе нескольких компактно расположенных городов)

- мегаполисы (крупное градостроительное образование, возникающее при срастании соседствую­щих городов в единый многомиллионный урбанизированный ареал).

- метрополис - интенсивное разрастание крупного, чаще столичного города, на основе чего выделяются метрополитенские территории - административно-территориальные единицы вокруг крупного города

Генеральный план: объект проектирования, цель разработки, состав, содержание.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН является основным документом стратегического планирования инвестиционных процессов на территории го­родских и сельских поселений, пригородных зон, зон отдыха, других территорий.

1. Региональный план -> Генеральный план служит основой для разработки ->

-> Детальных планов,

-> комплексных транспортных схем,

-> специализированных схем развития систем инженерного оборудования,

-> комплексных схем мероприятий по охране окружающей среды,

-> схем и планов землеустройства,

-> проекта перспективной черты города,

-> иных отраслевых схем и проектов.

Целью Генерального плана является:

- определение стратегии социально-экономического и территориального развития вышеназванных поселений и территорий;

- определение оптимальной планировочной структуры, функционального и других видов зонирования территорий, принципов охраны окружающей среды, развития системы общественного обслуживания, транспортной и инженерной инфраструктур. (15-20 лет 7-10 перв очередь)

- долгосрочное планирование инвестиционных процессов на проектируемой территории.

Генеральный план, как правило, разрабатывается в две стадии: концепция генерального плана и генеральный план. Для малых и средних городов, поселений возможна одностадийная разработка генерального плана.

Концепция генерального плана включает:

- анализ исторических особенностей развития планировочной структуры города;

- комплексную градоэкологическую оценку территорий;

- оценку состояния инженерной и транспортной инфраструктуры;

- оценку градостроительной ценности (потенциала) территорий ( может выполняться как самостоятельная работа по отдельному заданию);

- принципы жилищной программы (структуру по типам жилищ, планировочные особенности с учетом демографии и социального заказа);

- варианты развития градообразующей базы города;

- принципы развития инженерной и транспорт ной инфраструктуры;

- принципы композиционной организации городского пространства;

- модель функционально-планировочного развития.

В составе генерального плана разрабатывается (при одностадийном проектировании) и детализируется (при двухстадийном проектировании) планировочная структура и функциональное зонирование, в том числе для территорий нового освоения и рекон­струкции, определяется последовательность освоения территорий.

Генеральный план (план перспективного использования территорий) выполняется на топографичес­кой основе с нанесением:

- существующих и проектируемых границ поселения, основных землепользовании, первого этапа строительства, санитарно-защитных и охранных зон;

- перспективного функционального использования территорий (жилой многоквартирной, усадебной, смешанной застройки, застройки сельского типа, об­щегородского центра, общественных центров, специ­ализированных центров, промышленных, коммунально-складских, рекреационных, охраняемых природных, специального назначения, транспортных, инженерных коммуникаций и сооружений, садово-дачных участков, прочих территорий);

- существующих и планируемых магистральных улиц, дорог, дорожно-транспортных сооружений, железных дорог, станций, остановочных пунктов, памятников архитектуры, садово-паркового искусства, археологии, головных инженерных сооружений;

Транспортная инфраструктура поселений, ее функции.

Транспортная инфраструктура поселения - линии, сооружения и устройства городского, пригородного, внешнего транспорта.

Основные структурные элементы:

- сеть улиц и дорог;

- сопряженная с ними сеть городского пассажирского транспорта.

Сеть улиц и дорог. Улично-дорожная сеть обеспечивает внутренние связи отдельных планировочных элементов поселения с его центром и между собой, подъезды и подходы ко всем земельным участкам, зданиям, сооружениям, а также транспортные свя­зи поселения с прилегающими территориями и другими поселениями.

Различия между улицами и дорогами:

Улицы предназначены для проезда и стоянки транспортных средств, пешеходного движения, подъезда и подхода к зданиям и внутриквартальным территориям, размещения остановочных пунктов пассажирского транспорта и прокладки инженерных коммуникаций.

Дороги - участки улично-дорожной сети с преобладающим движением транзитного и гру­зового автомобильного транспорта, прокладываемые в изоляции от жилых территорий, общественных центров, зон отдыха (вдоль железных дорог, в оврагах, вдоль промышленных зон).

Сеть улиц и дорог поселений проектируется как планировочно упорядоченная система, включающая иерархически соподчиненные улицы и дороги различного функционального назначения.

Транспортная сеть поселений, состоящая из взаимосвязанных и иерархически соподчиненных путей сообщения (линий) в сочетании с пунктами их взаимодействия (транспортными узлами), является наиболее консервативной и капиталоемкой частью транспортной инфраструктуры. В пределах поселений может быть представлена транспортная сеть одного вида транспорта (автомобильного - автомобильные дороги, городские улицы) или нескольких видов (железнодорожного, автомобильного, водного, электрического городского транспорта).

Основными показателями уровня развитости транспортной инфраструктуры поселения являются:

- транспортная обслуженность,

- транспортная подвижность

- уровень автомобилизации населения.