Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Культурно-просветительный туризм - Организация музейной и выставочной экспозиции

Организация музейной и выставочной экспозиции

 

Уникальными ресурсами для развития культурно-просветительного туризма являются музеи и выставки.

Существуют музеи следующих видов: естественнонаучные (геологические, ботанические, зоологические, медицинские); исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические, боевой и трудовой славы); искусствоведческие (изобразительного, театрального, музыкального искусства, художественных промыслов); литературные; технические (политехнические, технические отраслевые связи, автомобильного, железнодорожного транспорта, космонавтики); мемориальные (их экскурсии посвящаются выдающимся историческим событиям, государственным, общественным, военным деятелям, деятелям науки, культуры и искусства); комплексные (преимущественно краеведческого профиля); музеи-заповедники (в их состав входят не только экспозиции, находящиеся в закрытых помещениях, но и архитектурные, исторические, природные памятники, расположенные на территории заповедника).

Основная функция музеев – собирание и  хранение ценных историко-культурных материалов и памятников.

Под выставкой понимают собрание тех или иных предметов, произведений искусства, расположенных где-либо для обозрения, а также место такого обозрения. Для сферы туризма актуальны два рода выставок: выставка как художественное явление, где для публичного показа выставляются художественные произведения, и выставка как коммерческое мероприятие, связанное с демонстрацией туроператорами нового туристского продукта. В данном учебном пособии нас будет интересовать первый род выставок – выставка как художественное явление.

Выставки, как и музеи, имеют свою классификацию. Они классифицируются по нескольким признакам:

·        по месту проведения: стационарные, передвижные, выездные;

·        по частоте проведения: периодические, ежегодные;

·        по составу участников: городские, региональные, межрегиональные, национальные, международные;

·       по характеру представленных экспонатов: тематические (современного искусства, декоративно-прикладного искусства, произведений живописи, скульптуры, исторические, литературные, смешанные), коллекционно-представительные (по признаку редкостей и шедевров), тематико-дидактические (с демонстрацией результатов работы с каким-либо материалом, например «Живая глина», «Послушное стекло»), концептуальные (отличаются от тематических тем, что содержат в себе концептуальную идею – новый взгляд на известное, ввод в научно-художественный оборот новых явлений искусства, авторскую разработку выставки и способы ее воплощения) [19, с. 101].

Музейная и выставочная экспозиция (далее просто экспозиция) – это особая информационная система, отражающая явление культурно-исторического, художественного, творческого процесса. Своеобразие экспозиции заключается в том, что этот процесс или явление показывается и исследуется через предмет и с его помощью.

Работа над экспозицией включает определение ее темы и идеи, целевой установки будущей экспозиции, отбор предметов для экспозиции, их интерпретация и группировка, кроме этого, автор экспозиции должен знать примерный размер и характер экспозиционной площади.

Первое и обязательное условие начала работы над экспозицией – это определение темы и идеи экспозиции. Тема – это то, чему посвящена экспозиция, о чем она несет информацию; идея – то, что хотели «сказать» авторы данной экспозицией, это их концептуальный замысел. Приступая к работе над экспозиционной темой, следует учесть, что ее нельзя разрабатывать изолированно от других экспозиционных тем, так или иначе связанных с ней, если таковые имеются. Поэтому автор любой экспозиционной темы, входящей в более крупный тематический раздел, должен знать его основное содержание и место в нем данной экспозиционной темы. Последнее является особенно актуальным при разработке музейной экспозиции. Тема должна быть сформулирована так, чтобы ее можно было раскрыть через музейные или выставочные предметы, таким образом, именно материальная сторона процесса, события или явления должна быть представлена наиболее полно.

Определив тему, идею, целевую установку будущей экспозиции, ее взаимосвязь с другими экспозиционными темами (если такие имеются), площадь, которую она будет занимать, можно приступать к разработке тематической структуры экспозиции. Под последней понимается ее членение на разделы путем выделения отдельных подтем, отражающих взаимосвязь событий и явлений. Четкая структура дает посетителю возможность увидеть этапы какого-либо процесса, выделить значимые моменты на каждом этапе. Поэтому при всем многообразии материала в музеях разных видов или на выставках общие принципы структуры экспозиции могут быть сходны.

Тема или подтема состоит, как правило, из нескольких экспозиционных комплексов, формирование которых происходит чуть позже, на стадии отбора материала. Основными принципами формирования тематической структуры экспозиции является хронологический и проблемный (идейный) принципы.

Следующий этап в подготовке экспозиции – отбор необходимых экспозиционных материалов. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экспозиции. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники и предметы, не обладающие внешней выразительностью, но необходимые для характеристики важнейших сторон процесса, события или явления; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую деятельность музея. Для того чтобы наиболее точно выявить и отобрать предметы для экспозиции, ее автор должен уметь критически к ним подходить, раскрывать их содержание, делать на основе их изучения обобщения и выводы.