Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Культурно-просветительный туризм - Подготовка контрольного текста экскурсии

 Подготовка контрольного текста экскурсии

 

Текст представляет собой материал, необходимый для наиболее полного раскрытия всех подтем экскурсии. В нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается их объективная оценка. Работа над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать главное, наметить логический ход изложения материала, обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной подтемы к другой или от одного объекта к другому.

К тексту предъявляются следующие требования: краткость, четкость формулировок, наличие информации по теме, достаточное количество фактического материала (даты, цифры, названия, фамилии   и т. п.), полное раскрытие темы, литературный язык.

При подготовке экскурсии составляются два вида текста – контрольный и индивидуальный. Контрольный текст первичен по времени создания и представляет собой тщательно подобранную и выверенную по источникам информацию по теме экскурсии. В большинстве случаев контрольный  текст содержит хронологическое изложение материала, что создает удобства при подготовке новых вариантов одной и той же экскурсии, рассчитанных, например, на различные группы экскурсантов, а также при составлении индивидуальных текстов экскурсоводов. Таким образом, контрольный текст служит основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему.

Контрольный текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов и следует рассказ о них и событиях, с ними связанных. Исключение составляют отдельные случаи, когда материал невозможно расположить в обзорной городской экскурсии. Здесь контрольный текст – это материал к подтемам экскурсии.

Кроме материалов для рассказа в основной части экскурсии, в него должны быть включены материалы, составляющие содержание вступления и заключения, а также логических переходов между подтемами экскурсии.

Контрольный текст выполняет контролирующие функции: при утверждении новой экскурсии уточняется, излагает ли экскурсовод материал в четком соответствии с контрольным текстом, не упускает каких-либо положений и фактов, дает ли нужное толкование тому, что раскрывается в экскурсионной теме.

Контрольный текст должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

 

 Комплектование «портфеля экскурсовода»

 

«Портфель экскурсовода» - это условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии [6, с. 49; 5, с. 131]. Реально набор материалов помещается в папку, пакет или небольшой портфель.

Назначение «портфеля экскурсовода» сводится к тому, чтобы восстановить недостающие звенья при показе, дать зрительное представление об объекте. Это целесообразно тогда, когда не все объекты, необходимые для раскрытия темы, можно показать в натуре: что-то не сохранилось, а что-то существует пока лишь в проекте. Одним словом, «портфель экскурсовода» позволяет максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.

Характер наглядных пособий «портфеля экскурсовода» зависит от темы экскурсии и диктуется ее содержанием, поэтому «портфели» создаются, как правило, по каждой экскурсионной теме.

В «портфель экскурсовода» включаются карточки с цитатами, фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, копии подлинных документов, рукописей, репродукции произведений изобразительного искусства, образцы продукции промышленных предприятий, гербарии, коллекции минералов, почв, насекомых, макеты, муляжи.

К каждому экспонату, включенному в «портфель экскурсовода», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом, которые даются экскурсоводом  при показе экспоната экскурсантам. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната.

В «портфель» включаются только те пособия, которые удобны для пользования и являются наиболее выразительными. Количество их не должно быть велико, чтобы не отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов и не рассеивать их внимание. Кроме того важно, чтобы наглядные материалы, предназначенные для одной экскурсии, не были однообразными (например только фотографии). Иначе это обеднит экскурсию и не позволит «портфелю» выполнить своего назначения.

В заключении комплектования «портфеля экскурсовода» тщательно продумываются и проверяются на маршруте методические приемы и техника их использования. После этого рекомендации по работе с наглядными материалами «портфеля» включаются в методическую разработку экскурсии.

 

Определение методических приемов проведения экскурсии

 

Выбор того или иного методического приема показа или рассказа обусловлен задачами экскурсии, насыщенностью зрительными объектами, экскурсионной аудиторией, временем проведения экскурсии.

Методические приемы, используемые при проведении экскурсии, можно разделить на несколько групп:

1) методические приемы экскурсионного показа и рассказа, необходимые для освещения подтем экскурсии;

2) методические приемы для работы с определенной экскурсионной аудиторией (взрослые, дети);

3) методические приемы для разного времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер);

4) методические приемы использования наглядных пособий из «портфеля экскурсовода»;

5) методические приемы, способствующие сохранению внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала.

Эта работа считается завершенной, когда для освещения каждой подтемы экскурсии будет выбран наиболее эффективный методический прием. Иногда для раскрытия одной подтемы подбирается два-три приема в зависимости от экскурсионной аудитории и времени проведения экскурсии.