Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Культурно-просветительный туризм - Культурно-просветительная работа в музее и на выставке

Культурно-просветительная работа в музее и на выставке

 

  Основными формами культурно-просветительной работы в музее и на выставке являются экскурсии, лекции, беседы, праздники, рассчитанные на посетителей разных возрастов и уровней подготовленности к восприятию экспозиционных материалов.

Наиболее часто в экспозиционных залах музеев и выставок проводится такая форма культурно-просветительной работы, как экскурсия . Музейным и выставочным экскурсиям присущи как общие для всех экскурсий признаки (см. Часть I данного учебного пособия), так и особые, специфические черты.

 

Рассматриваемые экскурсии, как и все другие, могут быть тематическими и обзорными. В тематических экскурсиях объектом показа и рассказа является отдельная часть (тема, раздел, комплекс) экспозиции, в которую входят 2 - 3, реже 4, зала и в каждом из них осматривается 30 - 40 памятников. Объектом изучения экскурсантов на обзорной экскурсии является вся экспозиция – это 10 - 12 залов, но в каждом только 5 - 10 памятников.

В тематических экспозиционных экскурсиях показ объектов зависит от темы, последовательности и очередности подтем. Нарушение последовательности может привести к нарушению смысла экскурсии. В тематических экскурсиях необходимы хронологические и тематические переходы, связывающие содержание залов, разделов, комплексов.

В обзорной экскурсии, где освещаются отдельные, наиболее характерные события или явления, показ объектов или изложение какого-либо вопроса не всегда связано с предыдущими или последующими содержательными элементами экскурсии. В данном случае последовательность показа памятников обусловливает и свойственную обзору тезисную форму изложения материала. Поэтому здесь невозможно дать последовательное повествование.

Основой экскурсии является экспозиционный предмет как первоисточник знаний и эмоционального  воздействия на посетителя. Каждый экспонат содержит уникальную информацию, воспринять которую можно только в рамках экспозиции и в ходе экскурсионного показа и рассказа. В экспозиционных  экскурсиях, как и во всех других, показ преобладает над рассказом. Уровень экскурсионного показа должен соответствовать значению и силе эмоционального воздействия экспоната. Поскольку музейные и выставочные экспозиции специально и заранее готовятся для осмотра, методика их показа несколько упрощается по сравнению с показом объектов в городских экскурсиях.

Все экспонаты как объекты экскурсии подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся наиболее значимые из подлинных предметов, являющиеся опорными экспонатами экспозиционных разделов и комплексов. Без них невозможно раскрытие темы экскурсии. Желательно, чтобы такие экспонаты выделялись экспозиционным фоном или местоположением. Дополнительные экспонаты раздела призваны обогатить рассказ об основных экспонатах, но необязательны для экскурсионного рассказа и показа при раскрытии темы экскурсии. Они способствуют наиболее полному ее освещению. Наличие дополнительных экспонатов позволяет увеличить вариативность экскурсионной тематики.

Следует отметить, что деление экспонатов на основные и дополнительные весьма условно. В зависимости от темы экскурсии, возрастного состава экскурсантов, их подготовленности к восприятию материала показ экспонатов может варьироваться. Например, письменные памятники представляют больший интерес для взрослой аудитории и мало интересны для детской. В то же время дополнительный экспонат в обзорной экскурсии может стать основным в тематической.

 

Каждая экскурсия по экспозиционным залам проводится по определенному маршруту, который может строиться по хронологическому, тематическому или тематико-хронологическому принципу. Путь следования  группы  по залам экспозиции может совпадать с экспозиционным планом, а может вести от комплекса к комплексу, от подтемы к подтеме, как бы исправляя недостатки экспозиции. Простота и последовательность хорошо продуманного маршрута позволяет избежать повторных обращений к одним и тем же комплексам и экспонатам. Маршрут в музее не имеет дополнительных пауз. Одна из отличительных черт экскурсии по залам музея или выставки – насыщенность экспозиционным материалом на компактном маршруте.

 

Структура экскурсии по экспозиции музея или выставки обычна: вступление, основная часть, заключение. Важным для успешного проведения экскурсии является вступление. Это организационный этап, во время которого экскурсовод знакомится с группой, выясняет степень ее информированности по теме экскурсии, напоминает правила поведения в залах музея или выставки, определяет цель экскурсии. Закрепление экскурсионного материала может происходить во время заключения в виде беседы, в ходе которой на основе вопросов и ответов выясняется степень усвоения группой материалов рассказа, определяется круг наиболее запомнившихся экспонатов. Важно не затягивать вступительную и заключительную части экскурсии, это позволяет сделать экскурсию более динамичной.

Особенностью экскурсии по экспозиции музея или выставки является возможность привлечения в качестве иллюстративного материала кинофильмов, научно-популярных фильмов, звукозаписи. Демонстрация кинофильма не должна превышать 2 - 3 мин., научно-популярного фильма – 5 мин., прослушивание звукозаписи – 2 - 3 мин.

При показе экспонатов во время экскурсии могут использоваться приемы предварительного обзора (он позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел или комплекс); зрительного анализа (предполагает детальное наблюдение объекта, всесторонний анализ экспонатов); зрительного сравнения; зрительной реконструкции (при необходимости воссоздать памятник по какой-либо сохранившейся его части, представленной в экспозиции, или картину жизни при показе интерьера).

 

Чрезвычайная насыщенность экспонатами экскурсии по музею или выставке требует краткости, емкости и выразительности рассказа. В рассказе в основном используются приемы описания, характеристики объекта, цитирования подлинных документов или их копий. Рассказ в экспозиционной экскурсии может быть построен в форме комментария – это прием, при котором осуществляемый посетителями самостоятельный осмотр экспозиции сопровождается объяснениями экскурсовода, помогающими понять смысл представленных  экспонатов. Экскурсовод может предварительно акцентировать внимание группы на детальном осмотре экспоната. Здесь уместен и прием задания. Это рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей. После самостоятельного осмотра экспозиции  посетителями рекомендуется посредством вопросно-ответного приема подытожить наблюдения и обобщить их.

Продолжительность экскурсии по залам экспозиции устанавливается в зависимости от возраста экскурсантов: для школьников младших классов – 45 - 50 мин., для школьников старших классов – 1ч. 30 мин., для взрослых – 2 ч.

Готовясь к проведению экскурсии в залах музея или выставки, экскурсоводу следует учесть и предусмотреть следующие моменты.

 

Очень важна правильная расстановка группы в экспозиционном зале. Экскурсантов более низкого роста следует расположить впереди, а более высоких за ними, иначе значительной части группы будет плохо видно и слышно.

Не менее важно размещение группы по отношению к экскурсоводу и объектам показа. Наиболее целесообразно расположение группы полукругом.

Экскурсоводу рекомендуется побывать у объектов в разное время дня, чтобы выбрать наилучшие точки показа в зависимости от времени и освещения объекта. При выборе удачной точки показа объектов следует также учитывать форму, размер, характер воплощения экспоната (плоскостной или объемный), расстояние, с которого лучше показывать объект.

 

Экскурсоводу нежелательно стоять спиной к группе или к объекту.

При длительных экскурсиях необходимо наметить места, где можно посадить группу для отдыха.

Следует воспитывать у экскурсантов культуру поведения в экскурсионных залах музея или выставки.

Таким образом, экскурсии по экспозиционным залам, имея свои особенности при подготовке и проведении, в общем похожи на экскурсии, проводимые в естественной среде. Поэтому основой их успеха также являются продуманный отбор экспонатов, логично выстроенный маршрут, последовательнй показ и рассказ.