Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Культурно-просветительный туризм - Определение техники ведения экскурсии

Определение техники ведения экскурсии

 

Под техникой ведения экскурсии понимаются все организационные моменты экскурсионного процесса, которые экскурсовод должен себе четко представлять и знать, как их осуществить. К организационным моментам экскурсии относятся следующие: знакомство экскурсовода с группой, выход экскурсантов из автобуса, расстановка экскурсионной группы у объекта, передвижение экскурсантов от объекта к объекту, соблюдение времени в экскурсии, проведение рассказа и показа при движении автобуса, ответы на вопросы экскурсантов, место экскурсовода (в автобусе, у объекта), использование пауз, средства показа объекта (жест, указка), демонстрация экспонатов из «портфеля экскурсовода» и др.

Организационные указания могут быть адресованы самому экскурсоводу (как и когда показывать пособие из «портфеля экскурсовода»), водителю автобуса (где необходимо ехать медленнее для удачного показа и осмотра объекта из окна автобуса) и экскурсантам (соблюдение правил безопасности при выходе из автобуса, при переходе от объекта к объекту).

Соответствующие записи вносятся в шестую графу методической разработки «Организационные указания» (см. ниже).

 

 Составление методической разработки

 

Методическая разработка – это документ, определяющий, как провести данную экскурсию, как организовать показ объектов и рассказ о них, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла наиболее успешно. Методическая разработка подытоживает и обобщает всю предыдущую работу экскурсовода по подготовке экскурсии. Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям: указывать экскурсоводу пути для полного и объективного раскрытия темы, вооружать наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять показ и рассказ в единое целое.

Собственно методическая разработка предваряется титульным листом, на котором указывается наименование учреждения, разработавшего данную экскурсию; название экскурсионной темы; вид экскурсии (прежде всего по способу передвижения); продолжительность экскурсии (в академических и астрономических часах); протяженность маршрута; состав экскурсантов, на которых рассчитана экскурсия; фамилии составителей методической разработки; дата утверждения документа.

На следующем листе излагаются цель и задачи экскурсии, помещается  схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Собственно методическая разработка, отражая композицию экскурсии, состоит из трех частей: вступления, основной и заключительной части. Вступление и заключение оформляются в виде краткого плана, намечающего последовательность действий экскурсовода.

Вступление:

1) познакомиться с группой, представив себя и водителя;

2) напомнить правила поведения на улице, в автобусе, при выходе из автобуса;

3) предупредить о том, что задавать вопросы и делиться впечатлениями  следует в предоставленное для этого время;

4) назвать тему экскурсии;

5) охарактеризовать маршрут экскурсии;

6) обозначить продолжительность экскурсии.

Заключение:

1) подвести итоги экскурсии;

1) сделать вывод по теме экскурсии;

2) предложить экскурсантам задать интересующие их вопросы по теме экскурсии;

3) указать пути послеэкскурсионной работы  по теме экскурсии.

  Основная часть методической разработки оформляется в виде таблицы из семи граф-колонок.

В графе «Маршрут экскурсии»  перечисляются участки перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до места окончания экскурсии, называется пункт начала экскурсии и место окончания первой подтемы, затем – место начала второй подтемы и место ее окончания и т. д. до конечного пункта экскурсии.

В графе «Место остановки» указываются точки маршрута, где для осмотра объектов предусмотрена остановка во время пешеходной экскурсии, предполагается выход из автобуса или осмотр объектов из окон автобуса без выхода из него. При заполнении данной графы следует точно и конкретно указывать место остановки, избегая расплывчатых формулировок – «Центральная площадь», «ул. Жукова» и т. п.

В графе «Объекты показа» соответственно маршруту экскурсии перечисляются основные и дополнительные объекты (здания и их части, панорамы, монументы, памятные места и другие объекты культурно-исторического и природного наследия), которые показывают группе на остановке, в ходе перемещения группы к другим объектам или остановкам.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту – издали видимые объекты (высокое здание, башня, колокольня).

В графе «Продолжительность экскурсии» указывается ориентировочное время пребывания на каждом участке маршрута, которое представляет собой сумму времени, затрачиваемого на показ объекта, рассказ о нем и на передвижение экскурсантов к следующей остановке.

В графе «Наименование подтем и перечень основных вопросов» называется подтема, раскрываемая на данном участке маршрута, в данное время и на обозначенных в графе 3 объектах, а также в виде плана формулируются основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в пешеходной экскурсии по г. Омску «Душа старого Омска» одна из подтем носит название «Основание г. Омска», при раскрытии которой освещаются следующие вопросы: экспедиция И. Бухгольца, краткая история основания города, деревянная крепость.

Данная графа должна содержать краткие записи, а количество основных вопросов, раскрывающих подтему, не должно превышать пяти.

В графе «Организационные указания» перечисляются рекомендации по технике ведения экскурсии: о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте, выполнении санитарно-гигиенических требований, особенно во время загородных экскурсий, правилах поведения экскурсантов в мемориальных местах и у памятников истории и культуры, требованиях по охране природы и правилах противопожарной безопасности и т. д. Например, могут быть сделаны следующие записи: группа располагается так, чтобы все видели вход в здание; группа переходит на другую стороны улицы через подземный переход (светофор); во время переезда к следующему объекту экскурсантам предоставляется отдых; на данной остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования; рассказ ведется при замедленном движении автобуса.

В графе «Методические указания» даются рекомендации по использованию наиболее эффективных для раскрытия данной подтемы методических приемов показа и рассказа. Приведем примеры записей, которые могут быть сделаны в этой графе: дается справка об объекте; используется прием зрительного сравнения; необходимо пояснить терминологию; показать фотографии и репродукции из «портфеля экскурсовода»; использовать в рассказе старые названия улиц для создания образа прошлого; показать сохранившиеся части старой постройки; использовать прием репортажа; задать вопросы экскурсантам; процитировать отрывки из произведения; указать варианты логического перехода к следующей подтеме.

Объем методической разработки зависит от количества экскурсионных объектов, числа освещаемых подтем, продолжительности и протяженности маршрута. Как правило, он не должен превышать        6 - 12 страниц печатного текста.

Таким образом, значение методической разработки заключается в том, что она устанавливает четкий порядок проведения экскурсии, определяет соотношение основных элементов экскурсии – показа и рассказа, содержит необходимые рекомендации по методике и технике ведения экскурсии и, наконец, дисциплинирует экскурсовода.