Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений - Особенности паломничества и его центры в синтоизме

История, особенности паломничества и его центры в синтоизме

 

Традиции паломничества в Японии уходят корнями в прошлое. В период Эдо (1600—1868 гг.) наблюдается рост числа паломников. Паломники следовали по дороге Токайдо от Токио (Эдо) в Киото. По дороге возникали станции и целые города, обслуживающие интересы паломников. Основными паломническими дестинациями были Исе, гора Фудзияма и о-в Сикоку. Местные жители делились с паломниками своей пищей — считалось, что благодаря этому они смогут вызвать благодарность божеств, на поклонение которым следовали паломники. Как и в других религиях, паломники шли пешком на далекие расстояния. Крестьяне-паломники брали с собой только самое необходимое — посох (цуэ) и небольшой узелок (фуросики).

Целью паломничества было получение милости божеств в обретении земных материальных благ — здоровья, хорошего урожая. Для многих, в том числе крестьян, паломничество являлось возможностью получить передышку от каждодневных тягот монотонной жизни.

В наши дни паломники также продолжают посещать многочисленные синтоистские святилища (см. рис. 13). Одним из наиболее почитаемых святилищ является святилище Ицукусима, возникшее в XII в. Ицукусима находится на о-ве Миядзима Внутреннего японского моря к юго-западу от Хиросимы. Изюминкой святилища является то, что часть комплекса зданий, включая ворота — тории, стоит на сваях прямо на воде залива.

Раньше здесь существовало много запретов. На острове было нельзя умирать или рожать. Поэтому престарелых людей и беременных женщин отправляли с острова. Некоторые запреты были отменены в XIX в. Но и до сих пор умерших отправляют на «большую землю», а их родственники могут вернуться на остров только после совершения ритуального очищения.

По-прежнему на о-в Миядзима запрещено брать собак, так как они могут распугать птиц, спокойно берущих еду с рук паломников.

За воротами на краю бухты находится здание святилища. Так же, как и во многих других японских святилищах, в Ицукусиме имеются залы для проведения богослужений, жертвоприношений, очищения, многие из которых доступны лишь священнослужителям. На холме стоят пагода и главный храм с Залом Тысячи циновок. Главный храм посвящен дочерям бога бури Сусаноо — богиням трех стихий. В этом месте также есть святилища Окунинуси, сына Сусаноо, и бога Тендзина.

Интересно, что Тендзин является реальным персонажем японской истории. Он был императорским министром и умер в 903 г. После смерти Тендзин был обожествлен в соответствии с синтоистскими обычаями и почитается как покровитель учености и письменности.

Составной частью богослужебных церемоний на Ицукусиме являются ритуальные танцы. Для них здесь построена сцена, которую обрамляют два музыкальных павильона. В здании театра проходили представления в стиле древнейшего театрального искусства Японии — Но.

В древнем японском городе Никко находится храм Тосёгу, который посещают более миллиона паломников в год. Этот храм интересен и для туристов-экскурсантов, поскольку позволяет знакомиться с древним искусством Японии. Храм Тосёгу был посвящен обожествленному сегуну Иэясу (1542—1616) из дома Токуга-ва — основателю последней династии сегунов в Японии.

Святилище Хэйа-дзингу находится в Киото. Храм святилища, построенный в 1895 г., посвящен духу императора Камму (781 — 806). В октябре здесь проходит праздник Дзидай. Во время праздника устраиваются красочные процессии, участники которых одеты в костюмы разных эпох. Храм-святилище Ёсида-дзиндзя довольно большой, и службы здесь проходят сразу в нескольких молельнях. Основное помещение (хондэн), в котором обитает главное божество, открыто только для служителей храма. В Исе находится храмовый комплекс, посвященный богине Аматэрасу.

В XX в. возникло своеобразное паломничество в город Хиросиму. Это паломничество совершают представители разных религиозных конфессий. Мотив паломничества в Хиросиму — дань памяти жертвам атомной бомбардировки города американцами в 1945 г. Причем эта память относится не только к умершим, но и к ныне живущим жертвам трагедии. Объектом привлечения паломников являются руины здания бывшей Торговой палаты, известной ныне как Собор атомной бомбы.

В центре Хиросимы находится мемориальный Парк мира. На братской могиле в парке хранится ларец со списками имен погибших и горит Вечный огонь. В Парке мира паломники молятся, медитируют, совершают другие действия своеобразного ритуала. Экскурсанты посещают мемориальный Музей мира, в котором рассказывается о трагедии Хиросимы. Здесь построен памятник детям, погибшим от атомной бомбы. Дети-паломники приносят сюда тысячи бумажных журавликов в память о девочке Садако, умершей от лучевой болезни. Она надеялась, что смастерив 1000 таких журавликов поправится. Жизнь Садако оборвалась, когда у нее уже бьшо 964 игрушки.