Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений - Распространение джайнизма

Распространение джайнизма

 

Такая религия, как джайнизм, ровесник буддизма, имеет ряд выдающихся святых мест на территории Индии. У джайнов имеются красивые храмы и глубокие традиции паломничества. Джайн-ские духовные традиции вызывают большой интерес у туристов, приезжающих в Индию с религиозно-познавательными целями.

Джайнизм — небольшая религия, распространенная в Индии. Джайнов в 1996 г. насчитывалось 4,9 млн человек, 4,8 млн сосредоточены в Индии, где они составляют около 0,5 % населения. Наиболее многочисленные общины джайнов проживают в индийских штатах Махараштра — 1,3 млн, Раджастхан — 0,8 млн, Мадхья-Прадеш — 0,6 млн, Гуджарат — 0,5 млн, Карнатака — 0,4 млн, Уттар-Прадеш — 0,2 млн.

Джайны являются полиэтнической конфессиональной общностью, однако среди них преобладают представители таких народов, как маратхи и раджастханцы (индоарийская группа индоевропейской языковой семьи). За пределами Азии проживает 82 тыс. джайнов, их можно встретить в Великобритании, Франции, Германии, США, Канаде, Бразилии, в некоторых странах Африки и Океании [Народы и религии мира, 2000].

 

Основные святые места и паломнические центры джайнизма

В Индии можно назвать несколько основных современных центров джайнизма. Раджгир (шт. Бихар) — священное место для джайнов, а также для буддистов. Здесь Махавира проповедовал в течение 14 сезонов дождей. В Раджгире родился двадцатый тиртханкар джайнов Муни Суврата и умерли первые ученики Махавиры. Здесь вокруг 22 горячих источников у подножия холма Вайбхара стоят джайнские и индусские храмы.

К юго-востоку от Бодхгаи (места, в котором Будда получил Просветление) находится Павапури. Здесь Махавира покинул тело. Посреди пруда, поросшего лотосами, стоит беломраморный храм Джалмандир. По берегам пруда находятся еще пять джайнских храмов. В шт. Джаркханд находится главный паломнический центр джайнов в восточной Индии. Это самая высокая точка штата — Сити. 24 храма, посвященных тиртханкарам джайнизма, построены до высоты 1366 м. Здесь в возрасте 100 лет достиг нирваны 23-й тиртханкар — Паршванатха. Подъем к храмам крутой, паломники поднимаются пешком. Здесь можно увидеть богатых паломников из Калькутты, которых несут вверх в паланкине. Рядом находится город Мадхубан. Священным холмом джайнов является также Параснатх. На Параснатхе и у его подножия стоят джайнские храмы, среди которых — Самосаван, Бхомиа Баба и Парасванатх.

В Гуджарате, на востоке полуострова Катхиявар, около Камбейского залива, находится город Палитана. Вблизи него расположена гора Шатрунджайя, на которой стоят 863 джайнских храма.

В Раджастхане находится гора Абу — важный центр паломничества джайнов. Из нескольких Дилварских храмов наиболее выдающимися являются два, поскольку они украшены замечательными беломраморными скульптурами. Это храмы Вимал Васахи и Теджпал. Вимал Васахи был построен в 1031 г. и посвящен Адинатхе — первому тиртханкару джайнизма. Указывается, что 1500 скульпторов и 1200 рабочих трудились 14 лет, чтобы полностью построить храм. Строительство храма Теджпал, посвященного Неминатхе, 22-му тиртханкару, было завершено в 1230 г. В комплексе Дилварских храмов также находятся мурти индусских богов — Кришны, Сарасвати и др. На западе штата в городе Джайсалмер имеются очень красивые храмы джайнов XII—XV вв.

В Махараштре среди 34 пещерных храмов Эллоры наряду с индусскими и буддийскими есть и джайнские. В шт. Уттар-Прадеш значение для джайнов имеют Матхура, Айодхья, Варанаси, Шравасти, в шт. Мадхья-Прадеш — Кхаджурахо.

В Карнатаке, в южной Индии, находится Шравана-Белгола со статуей Бахубали (Шри Гоматешвары), Просветленного, особенно почитаемого джайнами-дигамбарами.

История гласит, что Бахубали и его сводный брат Бхарата получили две части царства от своего отца Адинатхи — тиртханкара, решившего отречься от мира и уйти в леса. Между братьями возникло противостояние. Они вступили в сражение друг с другом в борьбе, пристальном смотрении друг на друга и соревнованиях в том, кто кого сильнее захлестнет водой во время пребывания в водоеме. Победил Бахубали, но он не стал преследовать своего брата, а удалился в лес. Он годы стоял в медитации у дерева. Его тело оплели растения, в волосах птицы свили гнезда. В итоге Бхарата пришел к нему, стал перед ним на колени и признал его духовный подвиг. Очевидно, к этому времени у Бахубали оставалась последняя психологическая привязка — нелюбовь к брату. После того как брат произнес перед ним свою речь, Бахубали получил Просветление. А вскоре Просветленным стал и его брат Бхарата.

Статуя Бахубали высотой 16,5 м расположена на холме Индрагири и видна издалека. Она была установлена по приказу полководца Чавундрая в 988 г. н.э. Он же произвел первый ритуал умащения статуи. Джайны воспринимают статую Бахубали как символическое проявление сознания Бахубали. В наше время раз в 12 лет в Шравана-Белголе проводится махамастакабхишека (Великая абхишека). На эту церемонию съезжаются тысячи паломников. Сзади статуи Бахубали возводятся леса, по которым можно подняться. Проводится священное омовение статуи молоком и топленым маслом (гхи). После этого священнослужители, распевая мантры, одновременно выливают 1008 кувшинов со святой водой на образ Бахубали. Церемония Великой абхишеки проводится во имя мира и процветания человечества.

В джайнских храмах посетители испытывают ощущение мира и покоя. В храмах, построенных в наши дни, можно наблюдать очень интересные росписи на стенах на сюжеты религиозной философии и истории джайнской религии. В Мумбаи в центре города недалеко от пляжа Чоупати есть джайнский храм. Внутри храма люди медитируют, читают мантры, совершают другие культовые действия. Среди посетителей много молодежи. Чувствуется очень теплое, доброжелательное отношение к иностранным туристам, проявляющим интерес к религии и духовному наследию джайнизма. На внутренней стене храма один из многочисленных сюжетов особенно выделяется, вызывает трепет и одновременно чувство радости. У ног просветленного учителя с аурой вокруг головы сидит ученик, весь в цепях, но цепи уже порваны и ученик свободен. Очевидно, имеется в виду внутреннее духовное освобождение человека от его многочисленных привязок и связанных с этим страданий.

Как мы видим, джайнизм, будучи сравнительно немногочисленной религией, своими духовными и культурными традициями заметно обогатил мировую культуру. Джайнские храмы, другие памятники мало известны современным российским туристам. Автор считает, что при хорошей рекламе и удачном продвижении соответствующего турпродукта на рынке можно привлечь туристов, желающих ознакомиться с наследием джайнизма.