Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Религиозный туризм в индуизме - Ашрамы (духовные центры)

Ашрамы (духовные центры)

Уникальными объектами привлечения туристов являются индийские ашрамы. Такое явление, как ашрам, очень условно можно обозначить как духовный центр. В словаре «Индуизм. Джайнизм. Сикхизм» мы можем прочитать, что ашрам (ашрама) это религиозная организация, основанная каким-либо духовным авторитетом или его последователями для пропаганды идей и образа жизни духовного учителя, а также для привлечения адептов. Основные виды деятельности: религиозно-просветительская, издательская, благотворительная.

На самом деле во многих ашрамах деятельность выходит за непосредственно формальные религиозные рамки. Она охватывает многочисленные аспекты духовных исканий людей, связанные с их поиском места и ориентиров в жизни, желанием быть свободными от различных видов страданий и многое другое. На базе многих ашрамов или в тесной связи с их деятельностью возникли новые духовные школы, например Международная коммуна сан-ньясинов, основанная известным Гуру XX в. Бхагаваном Шри Раджнишем (Ошо). Ряд ашрамов специализируется на обучении посетителей различным практикам (йоговским, дыхательным, медитативным и т.д.).

В Индии можно наблюдать большое многообразие ашрамов. Это, безусловно, стало возможным благодаря большой терпимости к разнообразным духовным поискам различных людей. Такая большая и очень трогательная терпимость были воспитаны в рамках индусской, буддийской и джайнской традиций. Описание ашрамов Индии основано на изучении автором объемного труда J.Jones и A.Gushman «From here to Nirvana» («Отсюда в нирвану»). В этом труде подробно описаны десятки ашрамов. Подробно рассказывается об основателях ашрамов, духовных практиках, возможностях приема и размещения иностранцев. Сказано о том, как добраться до ашрама.

В Индии существуют тысячи ашрамов. Вряд ли можно точно сказать, сколько их всего. Ниже речь будет идти как о собственно ашрамах, так и центрах, коммунах, институтах, университетах, академиях и т.д. Их мы также отнесем к ашрамам, тем более что они имеют ряд общих черт с собственно ашрамами. Это:

- наличие живущего или ушедшего основателя, традицию которого развивают и продолжают его ученики;

- в той или иной степени изолированное от внешнего мира пространство с особым распорядком жизни и деятельности, приема и размещения посетителей;

-использование определенных методов и практик самосовершенствования людей.

Большое разнообразие исследуемых нами объектов и центров выражается в том, что существуют ашрамы хорошо известные в Индии и за ее пределами и малоизвестные, даже в том городе, где они находятся. Соответственно, есть ашрамы, привлекающие десятки и сотни тысяч, а то и миллионы посетителей ежегодно, и те, в которых духовный учитель ведет свои занятия всего с несколькими своими учениками. Ашрамы могут быть роскошными, с многочисленными строениями — залами для занятий, общежитиями, столовыми, больницами, храмами, библиотеками, магазинами, иметь большую территорию. Но ашрамом может быть и пещера в Гималаях или одна единственная комната с бетонным полом.

Например, будет нелегко найти Васави Йогашрам в Ченнаи, шт. Тамилнаду. Ашрам основал Шри Саччидананда Йоги, родив-щийся в 1908 г. Маленькая комнатка, зажатая между магазинами электроники и шелка, служит одновременно для проживания и практик.

В конце 90-х гг. XX в. 90-летний Свамиджи[12] проводил здесь два раза в день занятия по классической хатха-йоге для местных индийцев и нескольких европейских учеников.

Существующие ашрамы и центры можно классифицировать по ряду особенностей. Есть ашрамы, основанные иностранцами — выходцами из западного мира, и ашрамы, основанные учителями, принадлежащими к местной социокультурной среде. Вторых — подавляющее большинство. Основателями ашрамов второго варианта могут быть как коренные индийцы, так и выходцы из Тибета, Мьянмы и т.д. Примером центра, основанного иностранцем, может быть Ват Тхаи Бодх Гая Випассанаpumpumc(Бихар)[13]. Его основал Кристофер Титмус, который был монахом в Индии и Таиланде. Типичный пример и Ауро-виль, основанный Матерью — духовной спутницей Шри Ауробиндо.

В одних ашрамах и центрах проводится работа с людьми самим основателем и его учениками. Примером может служить ставший уже мировым центром для привлечения туристов Прашанти Нитлаям Ашрам в Путтапарти (шт. Андхра-Прадеш) знаменитого Духовного Учителя Сатья Саи Бабы. Саи Баба имеет более 10 млн последователей и сотни центров в более чем 150 странах мира. На 70-летие своего учителя в Прашанти Нилаям приехало более 5 млн человек. Примером ашрама, основатель (основатели) которого уже ушел (ушли) и начатое дело продолжают его (их) ученики, является ашрам Учителя Шри Ауробиндо в Пондичери. Его основал в 20-е гг. XX в. выдающийся философ и мистик Шри Ауробиндо. После его смерти в 1950 г. начатое дело продолжила его спутница, которую чаще всего называют просто Мать, покинувшая этот мир в 1973 г. Сегодня в общине ашрама состоят и осуществляют различные функции 1300 человек, почти все индийцы, и 500 студентов. Поскольку интегральная йога Шри Ауробиндо нацелена на трансформацию мира, а не бегство от него, проживающие в ашраме и другие преданные своему Учителю вовлечены в различные виды деятельности в ашраме.