Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Религиозный туризм в индуизме

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В ИНДУИЗМЕ

 

Индуизм — самая древняя из существующих ныне религий. У него нет основателя. Индусы называют свою религию «вечной религией». Основные религиозные центры, общины индусов находятся на территории современной Индии. Эту страну с паломническими и экскурсионными целями посещают в том числе и россияне.

Индуизм является неотъемлемой частью богатейшей индийской культуры, которая подарила миру огромное количество памятников. В индуизме имеются древние традиции паломничества, носящего в настоящее время массовый характер. Знакомство с духовным и культурным наследием индуизма может быть очень интересным туристам, путешествующим с культурно-познавательными целями. Имеется большое поле для проведения научных религиоведческих исследований.

Индуизм является самой многочисленной национально-территориальной религией, превосходя по числу приверженцев такую мировую религию, как буддизм.

 

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНДУИЗМА

 

Индуизм признает множество путей постижения единой истины в зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека. В индуизме так и не возникли общий для всех символ веры, единообразная религиозная доктрина, хотя попытки их создания предпринимались. В индуизме, в отличие от христианства, ислама и их многочисленных направлений, отсутствует утверждение, что только этот путь приведет к спасению, а не вставшие на него будут обречены на вечные муки. Индуизм приемлет все доктрины, ведущие к Богу.

В индуизме под одной крышей могут уживаться адвайта (монизм, недвойственность), утверждающая, что существует лишь Бог, а все остальное — Его проявления, и двайта (дуализм), по которой Бог является личностью со своими предпочтениями, симпатиями и антипатиями. Для индуизма характерно страстное поклонение богам. Однако среди индусов есть и последователи, правда, крайне малочисленные, своеобразного атеистического течения локаята. В каждом штате, в каждой местности существуют свои особенности религиозной жизни индусов. В индуизме отсутствует церковная иерархия. Центрами культовой деятельности служат храмы, обладающие большой автономией. Духовные учителя, живущие в ашрамах (духовных центрах), — живые носители традиции.

Само слово «индуизм» происходит от персидского слова «хин-Ду». Самоназвание индуизма — санатана дхарма, что можно перевести как «вечная религия», «вечный закон». Индусы считают свою религию вечной, развивающейся в соответствии с ритмами развития Вселенной. И этому действительно есть подтверждения. Все религии древности — египетская, шумерская, греческая, римская прекратили свое существование. А санатана дхарма, подвергаясь сильному, часто разрушительному воздействию вначале мусульман, а потом европейцев, смогла выжить, приспособившись к новым реалиям.

Ученые выделяют несколько этапов развития индуизма — ведийский, период упанишад, пуранический, средневековый и современный. Однако это деление очень условно. В ведийский период основное внимание уделялось ритуалам. Многочисленные жертвоприношения символизировали изначальное жертвоприношение первочеловека Пуруши, из различных частей тела которого произошли объекты этого мира, в том числе и люди.

В индуизме отсутствует личность основателя. Для этой религии характерны супрамонотеизм и пантеизм. Божественным источником мира является Брахман — Дух Вселенной. Брахман проявляется в мире через многочисленных богов, основные из которых: Брахма — создатель видимой материальной вселенной, Вишну — ее охранитель и Шива — разрушитель отжившего и тот, кто создает предпосылки для рождения нового. В индуизме есть три основных семейства богов: семейства Брахмы, Вишну и Шивы. Каждый Бог имеет женскую половину. У Брахмы — Сарасвати, у Вишну — Лакшми, у Шивы — Парвати. Каждое женское божество (как и мужское) имеет свои аспекты. Например, у Парвати — это богини Дурга, Ума, Кали. Все формы и аспекты женских божеств объединяются в образ Вселенской Матери, известной как Лалита Деви, или Раджараджешвари. Вселенский дух — Брахман присутствует везде. Поэтому мы можем сказать, что дерево, животное, человек — это Брахман. В индуизме существует фраза тат твам аси, что переводится, как «То ты есть» («То» — имеется в виду Брахман). Но Брахмана нельзя свести к многообразию объектов феноменального мира, он непостижим чувствами и разумом и не может быть описан словами. Поэтому Брахман — это не дерево, не животное, не человек.

Боги могут иметь воплощения — аватары, приходящие на землю в критические периоды ее развития для поддержания праведности (Дхармы). Так, Вишну имеет десять аватар, самые известные из которых — Рама и Кришна. Шива также имеет свои аватары.

Основными концепциями индуизма являются идеи дхармы, кармы, сансары и мокши[1]. Эти понятия уже фигурировали в главе, посвященной буддизму. В индусском понимании карма — это результат действий человека в прошлом, в том числе в прошлых жизнях. Человек имеет определенное здоровье, семейное, социальное, имущественное положение, продолжительность жизни, круг общения и т.д. в результате своей кармы. Карма абсолютно объективна. В индуизме отсутствует концепция вечного пребывания в аду. Карму, даже очень негативную, можно отработать. Душа человека — джива (дживатман) — получает новые телесные воплощения в зависимости от того, какая карма была накоплена в прошлых воплощениях. Не достигая освобождения, обусловленная душа попадает в круговорот перерождений, сансару.

Цель человеческих действий в индуизме — достижение мокши — конечного освобождения. Это освобождение происходит при полном интуитивном осознании тождества Атмана (индивидуального Я) и Брахмана (высшего Я). Как сказал Ади Шанкарачарья, индийский мистик VIII в.: «Освободившись, душа воспаряет к Высшему Свету — Брахману и отождествляется с ним».

Для достижения мокши возможны разные пути (марго). Основные из них:

- карма-марга, путь праведной деятельности, когда индус понимает, что он является инструментом в руках Бога, он стремится сделать любое свое дело наилучшим образом, но не привязан к результату своего труда, так как понимает, что все принадлежит Господу;

- бхакти-марга, путь любви к Богу и преданного служения;

- джняна-марга, путь познания;

- парамабхакти, когда человек обрел высшую мудрость и понял, что достиг ее по милости своего Гуру, Духовного Учителя.

Ход мировых процессов определяется дхармой. Под дхармой можно понимать как космический закон, так и обязанности жизни и поведения обычного человека. В период оформления системы каст дхарма понималась также как обязанности человека в зависимости от его социального положения. Существовало утверждение, что лучше плохо выполнять свою дхарму, чем хорошо чужую.

Майя — это энергия творения Бога. Одновременно этим термином обозначают иллюзорность происходящих в мире процессов. То, что не дает человеку достичь мокши, уводит его в сторону — это авидья, неведение истинной сущности вещей.