Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Религиозный туризм в исламе и буддизме - Религиозные объекты буддизма

Религиозные объекты буддизма

 

На территории распространения буддизма имеются многочисленные религиозные объекты буддизма — монастыри, храмы, ступы. Некоторые из них являются действующими культовыми, соответственно их посещают паломники и экскурсанты, другие — памятниками истории и архитектуры, привлекающими интерес экскурсантов, но в них бывают и паломники. Все национальные формы буддизма — буддизм тибетский, японский, бирманский, тайский и т.д., их направления имеют свои черты не только в религиозной философии и в особенностях культовой практики, но и в традициях паломничества, в создании тех объектов, которые возбуждают чаяния паломников и интерес экскурсантов. Религиозные объекты буддизма: храмы, монастыри (дацаны, хурулы) есть и в России.

Особенности и история паломничеств в буддизме

Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Согласно канону Трипитака (Махапаринир-вана-сутра) Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини), получил Просветление (Бодхгая), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх) и ушел из этого мира (Кушинагара).

Известно, что в V, VI и VIII вв. состоялись паломничества китайских буддийских монахов в Индию. Монахи проследовали двумя маршрутами. Первый — северный — по Великому шелковому пути через территории современного Афганистана, Пакистана, индийского шт. Джамму и Кашмир. Второй маршрут — южный — через Южно-Китайское море, Бенгальский залив с высадкой на восточном побережье Индии. Один из путешественников, Сюань Цзан, прошел Индостан и Шри-Ланку с севера на юг в 629—645 гг. Из истории известно, что в XI—XIII вв. мусульманские завоеватели уничтожили буддийские монастыри, храмы и университеты на севере территории современной Индии. Интересно, что именно по текстам, оставшимся после этих паломничеств, в XIX в. были вновь узнаны многие буддийские места.

Тело Будды после его ухода в нирвану было кремировано, останки разделены на восемь частей и помещены в ступы. Также в Ряде мест были останки буддийских святых, находившиеся в монастырях, ступах, чайтьях. Паломничества в буддизме начались с поклонения останкам Будды. Таким образом, история паломничеств в буддизме насчитывает тысячи лет. Паломничества имеются в традициях как махаяны, так и тхеравады.

Паломничество в буддизме заключается в посещении святых щест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. Паломничества в буддизме вначале были имитацией паломничеств индусов, но позже они приобрели свои индивидуальные черты. На санскрите и пали паломник обозначался как правраджья, или пабаджъя. Эти понятия обозначают отход от мирских дел. В Дхаммападе сказано, что паломник — тот, кто отказался от мира. В буддийской литературе отход от мирского нужен для того, чтобы человек смог добиться ранга и статуса члена буддийской сангхи. Однако странствование аскетов не были бесцельными и заключались в посещении святых мест. Аскетические привычки буддийских монахов и странствующий образ жизни без постоянного места обитания способствовали пропаганде буддизма. Монахам полагалось находиться в одном месте только в сезон дождей и странствовать в другие сезоны. Таким образом, странствования стали неотъемлемой частью канонов и обязанностей буддийских монахов. В более поздней буддийской литературе махаяны и тхеравады также говорится о паломничествах. Буддха чарита называет паломнические места лесенками, ведущими на небо. В буддизме почитаются священные реки и тиртхи (о тиртхах пойдет речь в главе 6). Благочестивым деянием считается сооружение чайтьи.

Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале

Буддийские святые места Индии и Непала могут быть разделены на пять категорий.

1. Святые места, связанные с важными этапами жизни Гаута-мы Будды: Лумбини (рождение), Бодхгая (Просветление), Сар-натх (первая проповедь) и Кушинагара (уход в махапаринирвану).

2. Святые места, которые посещал Гаутама Будда или где он провел часть жизни. Это Капилавасту (Тилауракот), Раджгир, Наланда, Санкасья, Шравасти, Вайшали, Паталипутра (Патна), Каушамби.

3. Святые места, связанные с выдающимися святыми и мастерами буддизма.

4. Святые места, связанные с буддизмом как религией, его историей и культурой.

5. Святые места, в которых продолжается буддийская жизнь, -- вихары и монастыри.

Объекты первых двух категорий преобладают в Индии. В Непале — только Капилавасту и Лумбини. Святые места третьей категории находятся как в Индии, так и в Непале, четвертой категории — много в Индии, меньше в Непале. Пещеры Аджанты, Эллоры, Карла, Канхери (Индия) связаны с буддийскими искусством и архитектурой, Санчи (ступа) — с историей, искусством ц архитектурой. Места четвертой категории также связаны с буддийскими святыми и просветленными мастерами. Например, в Санчи находятся останки двух известных учеников Будды Шари-путры и Маудгалъяяны. В буддийских пещерах Индии монахи медитировали и проповедовали буддизм до X в., периода прихода мусульманских завоевателей. Несколькими местами с пещерами, где медитировали буддийские монахи в Непале, являются Ваджраджогни, холм Нагарджун. Там отсутствуют произведения искусства и скульптуры. Лишь несколько образов Будды было помещено в них.