Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Религиозный туризм в христианстве - Православные церковные организации

Православные церковные организации

 

В православии, в отличие от католицизма, нет единой церковной организации. Крупные православные церкви полностью самостоятельны (автокефалъны) и равноправны независимо от того, какой титул у главы той или иной церкви: патриарх, митрополит или архиепископ. В настоящее время автокефальны 15 церквей: Константинопольская (Вселенская), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская.

Существуют три автономные церкви, находящиеся в подчинении у одной из автокефальных. Так, Синайская церковь зависима от Иерусалимской, Японская — от Русской, Финляндская — от Константинопольской [Народы и религии мира, 2000]. В последние годы значительную автономию от РПЦ получила Украинская православная церковь Московского патриархата. Объявили себя независимыми Македонская православная церковь, Украинская православная церковь Киевского патриархата. Их самостоятельность не была признана другими автокефальными церквами. Существуют организации, не подчиняющиеся ни одной из автокефальных церквей, но, в свою очередь, не претендующие на автокефальность. Примером является Русская православная церковь за границей, отделившаяся от РПЦ.

У православных церквей отсутствует единый календарь. Юлианского календаря придерживаются Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская православные церкви. Большинство же православных церквей перешло на григорианский календарь. Однако в них, особенно в Греческой, есть группы верующих, придерживающихся юлианского календаря («старостильники»). Монахи Афона — последовательные противники перехода на григорианский календарь. Из-за того, что одни церкви используют юлианский календарь, а другие — григорианский, отмечается несовпадение дат религиозных праздников.

Старообрядчество

При патриархе Никоне было решено привести обрядовую практику русского православия и богослужебные книги в соответствие с греческими аналогами, чтобы не было разночтений. Возмущение части духовенства и мирян вызвало то, что исправления проводились по новопечатным книгам, изданным в Венеции и других городах уже после того, как Греция попала под турецкое иго.

На Московском соборе 1666—1667 гг. противники Никона были преданы анафеме и стали скрываться от преследований властей. Догматических расхождений между РПЦ и старообрядцами почти нет. У старообрядцев придается большее значение обрядности и молебны более длительные. Они сохранили двуперстное крестное знамение, только земные поклоны во время богослужений (в РПЦ — поясные и земные поклоны). Они признают только восьмиконечный крест и употребляют на проскомидии (часть литургии, во время которой приготовляется вещество для причащения) семь просфор, а не пять, как в РПЦ. Старообрядцы не признали добавления к слову Иисус второй буквы «и», посчитав это нововведение дьявольским. Старообрядцы отмечают в целом те же церковные праздники, что и православные. Им свойственна глубокая религиозность и приверженность устоям, традициям в быту.

Старообрядцев иногда называют раскольниками. К этому слову они относятся отрицательно, часто называя себя приверженцами истинной веры и считая себя православными. В 1971 г. собор Московского патриархата снял анафему со старообрядцев, а в 1974 г. так же поступила и Русская православная церковь за границей. Старообрядчество никогда не было единым течением. В нем выделяются поповцы, имеющие священников, и беспоповцы, не имеющие их. Оба эти направления распадаются на церкви, толки и согласия.