Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

История гостеприимства - ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

 

ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

 

Массовые поездки купцов, подмастерьев, духовенства, а также многочисленных в средние века пилигримов и паломников дают новое направление в формах предоставления приюта. Сначала этот приют был бесплатным, ради любви к ближнему, даваемый монастырями, церковными организациями, княжескими дворами и т. д. Основным юридическим актом для последующего периода разви­тия гостиничного дела был эдикт Карла Великого (768–814 гг.), императора Священной Римской империи, налагавший на монастыри и церкви обязанность содержания «госпициев», предоставляю­щих путешественникам ночлег, питание, лечебную помощь и ван­ну. Особенное развитие эти госпиции получили в Швейцарии, которая благодаря этому имеет самые старые гостиничные тради­ции и до сегодняшнего дня пользуется в мире самым высоким авторитетом в этой области.

В средневековой Европе церковь играла решающую роль в жиз­ни общества и была единственным авторитетом, который при­знавали в любой стране. Монастыри и другие религиозные пристанища принимали путешественников (и приветствовали по­жертвования). Многие монастыри были рады гостям. Богатых и знатных усаживали рядом с главным прелатом, в то время как бедняков размещали и кормили в отдельных помещениях.

Расценок на комнаты не было, однако всегда ожидались по­жертвования. Часто бывало, что монастырский охранник, чьим первостепенным заданием было стоять у ворот (привратник), также распоряжался и помещениями для гостей. Следует отметить, что уже в то время церковь управляла первой «гостиничной цепью».

Со временем бесплатный приют начинает превращаться в специальные, рассчитанные на доход предприятия. Эти учреждения в результате постоянного роста требований со стороны путешественников и по мере одновременно происходящего технического прогресса принимали все более новые и разносто­ронние формы, превращаясь в гостиничные предприятия, по­хожие на современные.

Руины постоялых дворов, раскапываемые археологами, дают нам возможность судить об их помещениях, многочисленных подсобных постройках и сооружениях. Находимые в них предметы быта, а частично и товары, иногда монеты сви­детельствуют о посещении этого государства купцами доволь­но многих древних государств. Уже тогда постоялые дворы строились не только одноэтажными, но и двухэтажными, и даже трехэтажными. Твердая уверенность подавляющей массы людей того времени, что молитва более действенна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, была свойственна еще народам древности. На заре своей истории древние германцы стекались к священным рощам, а евреи в великие праздники ежегодно стремились в Иерусалим. В христианском мире паломничество в страну, где совершались бо­жественные деяния святых, вошло в обыкновение в IV веке. Уже с этого времени встречаются путеводители к священным местам с указанием храмов, а также постоялых дворов или госпициев, в которых паломники могут найти временный приют. «Госпиции – странноприимные дома, учреждения вроде гостиниц с характером монастыря. Находящиеся в них мона­хи и братья-прислужники составляют небольшие отдельные ордена. Госпиции устраивались в населенных местах и дава­ли приют всем странникам. Особенной известностью пользовались госпиции в с. Бернарде, с. Готарде, Симплоне, Гриим-зеле...»

Западная церковь различала великое и малое паломничество. К первому, кроме путешествия в Палестину, относили и путешествие в Рим, под вторым подразумевалось посещение местных отечественных святынь.

Еще в начале христианской эры церкви было предписано строить постоялые дворы для служителей культа в каждом городе. В результате этих пред­писаний при епархиальных церквях и в местах особого покло­нения в IV–V веков н. э. создаются постоялые дворы.

По мере укрепления феодальной власти появляется необходи­мость обеспечения временного пребывания влиятельных государ­ственных лиц. У дорог строятся постоялые дворы, предназначенные для государственных служащих. До нашего времени сохра­нились руины некоторых придорожных постоялых дворов.

Одновременно начинают развиваться торговые отношения. Все больше появляется людей, разъезжающих по частным де­лам, в связи с этим появляются частные гостиные дворы. Об одном из таких частных гостиных дворов упоминается в пись­менном источнике от 881 года. Находился он в местечке Грау-бюден на территории современной Швейцарии.

На звание самого старого из существующих постоялых дво­ров претендует постоялый двор «У дерущегося петуха» в местечке Сент-Албанс (Англия), основанном примерно в 795 году. Примерно в то же время появляются первые известные право­вые акты, узаконивающие правовой статус постоялых дворов.

Центром международной торговли в IX–XI веках являлся Константинополь, куда съезжались купцы с севера и юга – болгары, армяне, русские, арабы, итальянцы, отсюда товары распространялись уже по всей Европе.

Для приюта прибывавших в город строились гостиные дворы, некоторые из них сохранились до сих пор.

Созданию аналогичных гостиничных предприятий способствовали и знаменитые ярмарки во Франции (в Сен-Дени, Труа), в Италии (в Ферраре, Павии), в германских княже­ствах (в Борисе, Кёльне, Майнце, Шлейре) и т. д.

В Европе светская традиция «платного гостеприимства» связана с ростом городов. Не случайно первые заведения такого рода под названием taberna perpetua (круглосуточная торговля вином) появились на Рейне и Мозеле (важнейшая торговая дорога Средневековья). Сведения о них содержатся в резолюции местного архиепископа VIII века, которая запре­щала духовным лицам посещение этих «злачных мест». В народных песнях и балладах часто встречаются мотивы, связанные с ночевкой усталого путника (солдата, подмастерья, купца и т. п.) под гостеприимным (или негостеприимным) кровом. На постоялых дворах хозяин часто держал специальную комнату, предназначенную для ночевки гостей. Постоялые дворы располагались обычно на пересечении важных торго­вых дорог или в центре города у рыночной площади, где на­ходились главный собор и ратуша.

Немцы, торговавшие в Средние века с Венецией, имели там свой гостиный двор. Венецианцы, торговавшие с кипчакскими татарами, имели в Тане также гостиный двор и амбары. Гену­эзцы имели гостиный двор в Мессине, в особой части города.

Крестовые походы, начавшиеся в 1096 году и продолжав­шиеся последующие 200 лет, были связаны с социальной ре­волюцией. Помимо всего прочего, они помогли организовать торговлю, что привело к подъему среднего класса. Косвенно Крестовые походы способствовали воскрешению постоялых дво­ров, возникших впервые в северной Италии. Гостиничное дело стало там основательным бизнесом. Гильдии владельцев постоялых дворов процветали, устанавливая правила и уставы для своих членов и для гостей. Например, во Флоренции в 1282 году гильдия владельцев постоялых дворов контролиро­вала этот бизнес до такой степени, что городские чиновники опрашивали путешественников прямо у городских ворот и на­правляли их в гильдию, где их распределяли по определен­ным гостиницам.

Четкую хронологию дальнейшего развития гостиничного дела можно проследить на примере Англии.

Английское законодательство провозгласило гостиницу об­ществен-ным заведением и наложило на их владельцев ответ­ственность за благополучие путешественников. Владелец гостиницы имел не только право принимать постояльцев, но и определенные обязанности.

Самые ранние постоялые дворы в Англии придерживались традиций пивных. Вечнозеленое растение, привязанное к колу, для всех было знаком того, что внутри продавался эль. Этот обычай еще сохранился в некоторых английских деревнях и сейчас. Зеленая ветвь, в свою очередь, обозначала, что в прода­же есть яблочное вино. Люди собирались в этих заведениях, чтобы пообщаться и обсудить насущные проблемы.

Хотя каждый приход имел свою пивную, тех, кто снимал помещение, было мало. Гостиницы существовали в крупных городах и на перекрестках, около переправ. Здания были боль­ше похожи на пристанища с минимумом мебели. Тростник, который бросали на земляной или каменный пол, служил как ковром, так и поверхностью, на которую удобно было бросать кости и другие остатки пищи. В главной комнате вдоль стен были разложены матрацы, на которых спали. Пропитание было личным делом каждого, так как большинство гостей привозило свою собственную еду.

К XV веку некоторые гостиницы состояли уже из 20-ти или 30-ти комнат. Георгиевская гостиница, одна из наиболее изве­стных, имела винный подвал, кладовую, кухню, комнату для хозяина и хозяйки, имелся и специальный работник, присмат­ривавший за лошадьми. Комнаты для гостей, или номера, были названы в честь известных людей, городов или выдающихся чиновников; среди них были комнаты «Граф», «Окс­форд», «Сквайр», «Лондон» и т. п.

Гостиницы и таверны узнавали по вывескам с простыми символами, а не словами. Многие не умели читать, но они могли сказать, например, следующее: «Встретимся под знаком быка». Таким образом, было много «Львов», «Белых зайцев», «Черных лебедей», «Дельфинов», гостиниц «Золотое Руно» и других по­добных торговых знаков.

В некоторых гостиницах были открытые галереи, на кото­рые можно было подниматься по лестнице, находящейся сна­ружи. Со временем эти галереи ограждались от непогоды. Стой­ла для лошадей, помещения для упряжки находились во внут­реннем дворике. Специальное приспособление в углу служило для того, чтобы особо дородные постояльцы могли взобраться на лошадь. В более крупных гостиницах под конюшней было помещение для посыльных, разносивших почту.

Во время правления королевской династии Тюдоров (1485–1603 гг.), а также некоторое время спустя путешествующие труппы актеров давали представления в двориках некоторых гостиниц. Публика сидела на окружающих двор галереях.

Во многих гостиницах был сад и лужайка для игры в шары. Некоторые гостиницы имели пивоварни и варили свое собственное пиво. Длинная комната (для собраний) с большим камином служила местом проведения банкетов и танцев.

В ранней Англии меню таверн при гостиницах состояло в основном из мяса и эля, овощи употреблялись мало.

Король Генрих VIII, сам того не осознавая, способствовал развитию гостиничного дела, когда инициировал подавление влияния монастырей в 1539 году. Это сыграло важную роль в развитии путешествий за счет того, что паломники передвигались по главным дорогам к большим соборам. Паломники могли останавливаться на два дня в помещениях, пристроенных к аббатству или монастырю, где их размещали и кормили в соответствии с их положением. Когда Генрих VIII постановил, что церковные земли должны быть отделены от них или проданы, исчезла роль церквей как пристанища для путешественников. В результате стало процветать гостиничное дело. Перепись 1577 года выявила 14202 пивных, 1631 гостиницу и 329 таверн в Англии и Уэльсе.

Задолго до того, как появилась национальная почтовая сис­тема, отдельные гостиницы должны были иметь конюшни и лошадей для их использования королевской почтой. Это также способствовало развитию гостиничного дела и гостиничного хозяйства.