Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

История гостеприимства - Гостиничный бизнес и послевоенное развитие

Гостиничный бизнес и послевоенное развитие

 

Что касается гостиничного бизнеса, то в его послевоенном развитии четко выделяются два периода: первая волна насыщения активными элементами основного капитала пришлась на середину 50-х годов; вторая – на конец 60-х – начало 70-х. За это время в гостиничных услугах в плане их технического оснащения произошли существенные изменения: например, неотъемлемыми элементами гостиничного сервиса в отелях высокого класса стали кондиционеры воздуха с аппаратурой для индивидуального контроля, телевизионная система в номерах с автономной демонстрацией фильмов, индивидуальная сигна­лизация, более совершенные средства связи и т. д.

Возрастание роли современного отеля как места проведения конгрессов потребовало соответствующего усложнения его технических характеристик. Так, отели крупной гостиничной корпорации «Шератон» имеют конференц-залы, техническое оснащение которых включает систему синхронного перевода, беспроволочные микрофоны, проекторы и другое оборудование.

Многие отели США переходят в обслуживании клиентуры на электронную систему управления и резервирования мест. Эта система, разработанная специально для гостиничного сервиса, обеспечивает выполнение ключевых операций таких, как распределение номеров, контроль за использованием телефонов, проверка счетов и т. д. Крупные корпорации «Рамада иннз», «Холидей иннз» и другие, имеющие разветвленную сеть гостиничных предприятий, используют единую систему бронирования мест. Например, компания «Шератон» еще в 1970 году ввела у себя электронную систему резервирования, позволяющую бесплатно независимо от времени суток сделать заявку из любого пункта страны в центральную контору резер­вирования в Сент-Луисе. Подтверждение бронирования осуще­ствляется мгновенно на базе ЭВМ. Эта система рассчитана на миллионное число телефонных вызовов и заявок, которые рань­ше обрабатывались десятью региональными конторами резервирования. Кроме того, такая система резервирования одно­временно предлагает номера по гарантированному тарифу. Это означает, что в случаях отсутствия свободных номеров кли­енту, предъявляющему документ с подтвержденным брони­рованием, номер предоставляется в другой гостинице, при­чем корпорация обеспечивает бесплатную доставку в этот отель. В 1975 году в США была установлена общенациональная система электронного резервирования мест в гостиницах – «Индепендент резервейшнз систем», которая хранит данные о наличии номеров более чем в 1500 отелях и мотелях в каждом крупном городе страны.

Увеличение затрат на активные элементы основных средств в гостиницах было подготовлено соответствующими измене­ниями в отраслях материального производства, которые активно включились в обслуживание гостиничной клиентуры.

Увеличение затрат на техническое оснащение отрасли гостиничного сервиса в основном произошло за счет таких круп­ных отраслей-поставщиков, как производство радио- и телевизионной аппаратуры (рост отгрузок с 19 млн долларов в 1958 году до 91,5 млн долларов в 1967), транспортного машиностроения (с 185 до 409 млн долларов), мебели (с 13 до 162,2 млн долларов за те же годы) и т. п.

Рост технической оснащенности предприятий индустрии гостеприимства имел своей основой дальнейшее углубление спе­циализации отраслей промышленного производства. Выпуск техники, автоматов и других средств специально для обслужи­вания гостиничной клиентуры становится основной функцией промышленных предприятий ряда отраслей. С 1958 по 1967 год стоимость отгрузок техники в группу специализированных предприятий отдыха и развлечений возросла с 500 тыс. долларов до 10,5 млн долларов. В гостиничном бизнесе за тот же период произошло тройное увеличение потребления продукции прочих отраслей обрабатывающей промышленности, что свидетельствует о возрастающем разнообразии спроса услуг этого сектора.

Отгрузка техники отраслями материального производства в сферу гостиничных услуг характеризуется для отдельных отраслей (машиностроение для сферы услуг, электроприборы и оборудование небытового назначения) довольно заметной неустойчивостью. Неравномерный характер этого процесса явля­ется результатом структурных сдвигов в самой сфере обслу­живания отдыха, когда на общие показатели воздействует ускоренное развитие той или иной ее отрасли (например, в 60-х годах в США быстрое расширение гостиничного фонда, преж­де всего мотелей и отелей, отразилось в соответствующем уве­личении затрат на строительство; конец 60-х – начало 70-х годов характеризовались ростом доли капиталовложений в тех­нические средства, что привело к рационализации и модернизации принципов гостиничного сервиса, улучшению оснащения номеров гостиниц и т. д.).

Причин для строительства бизнес-отелей в 70-е гг. было несколько. Прежде всего авиакомпании стремились расширить свою долю на рынке гостиничных услуг. Во-вторых, на это время приходится имеющий нефтяное происхождение стремительный взлет благосостояния в странах Ближнего Востока, что привлекло сюда деловых людей со всех концов мира и увеличило интенсивность бизнес-поездок в целом, обусловив развитие гостиниц для бизнесменов в таких ближневосточных городах как Дубай, Aбу Даби, Рияд. Джедда и многих других менее крупных населенных пунктах.

Гостиничные сети, к тому моменту уже прочно завоевавшие свое место на рынке, но, тем не менее, чутко реагирующие на пожелания клиентов, начинают предлагать все более широкий ассортимент услуг. Номера становятся все более просторными, кухня – изысканной.

Пережившие трудные времена многочисленные дорогие гостиницы, в том числе бывшие дворцы и отели в центре города, постепенно начинают разрабатывать и осуществлять планы реконструкции.

Третий бум гостиничного бизнеса начался в 1980 г. и был обусловлен более изобретательным маркетингом и растущей специализацией гостиниц по конкретным типам клиентов. Строятся гостиницы при аэропортах, отели для конференций и конгрессов, санатории, гостиницы для отдыхающих на лыжных курортах, курортные поселки и приморские гостиницы. На рынке гостиничных услуг появляются, первые AСУ – автоматические системы управления (Fidelio, Ноgatex и др.).

В 1984 г. в Стамбуле начинаются работы по реконструкции и переоборудованию в гостиницу знаменитой султанской резиденции Clrаgan Ра1асе, вскоре отель прославился не меньше, чем сам султанский дворец. В 1991 г., уже став частью гостиничной сети «Кемпински», он открыл для постояльцев двери 322 своих номеров.

В это время на рынке появляются первые системы администрирования и управления гостиницей, делающие отели несколько менее зависимыми от кадровых вопросов. Все более жесткой становится конкурентная борьба. Важными целевыми категориями клиентов становятся бизнесмены и туристы пенсионного возраста.

Кроме того, в восьмидесятые годы Восток готовится принимать бизнесменов и туристов, открывающих страны восходящего солнца – Китай, Южную Корею, Японию. Международные сети, по большей части американские, готовят планы экспансии в Европу, на Ближний и Дальний Восток. Экспансия ориентирована в первую очередь на проведение конгрессов и на деловой туризм.

Начало девяностых характеризовалось спадом гостиничной индустрии, несомненно связанным с финансовыми трудностями транснациональных корпораций и усугубляющимся кризисом в зоне Персидского залива. Война в Заливе способствовала шаткости положения как отдельных людей, так и целых компаний. 1991 г. считается черным годом гостиничного бизнеса. Отельерам пришлось искать новые пути привлечения постояльцев (системы скидок, бонусы для «частых путешественников», повышение эффективности систем бронирования), позволившие им выйти из кризиса с минимальными потерями.

Все большую роль в маркетинге многих гостиничных сетей начинают играть экология и вопросы экономии энергии (не без участия «зеленых»), которые позволяют малыми средствами привлечь новых постоянных клиентов.

Растет эффективность систем бронирования гостиничных номеров, а отельер получает новый мощный инструмент работы с постоянными клиентами – электронные базы данных. Наличие индивидуальных сведений о каждом клиенте помогает создавать целевые маркетинговые программы и позволяет отелям лучше исполнять пожелания и удовлетворять потребности клиента с самого момента его прибытия в гостиницу.

В последнее десятилетие ХХ века продолжается глобализация гостиничного бизнеса. Так, например, «Холидэй Инн», «Интерконтиненталь» и «Плаза» объединились, сформировав гостиничную сеть, раскинувшуюся на шести континентах; «Мариотт» произвел поглощение «Рамада Интернациональ»; Sоl Меliа открыл новую гостиничную линию Воutiguе; Aссоr запустил несколько совместных восточных, дальневосточных и других проектов; Forte для усиления своего положения приобрел Меridien; а Shеrаtоn поглотил итальянскую сеть Giga и Westin.

Регионами, в которых в основном разворачивалась экспансия гостиничного бизнеса, в 90-е гг. оставались Азия (особенно Китай и Индия), Ближний Восток (в первую очередь Объединенные Арабские Эмираты и Египет) и Латинская Америка.

Гостиницы стран Восточной Европы (России, Хорватии, Словакии и др.) готовились и начинали в это время реконструкцию обветшалых помещений, построенных на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий. Многие из них в итоге могут представлять гостям роскошные интерьеры и современный сервис. Все европейские столицы начали в это же время инвестировать средства в подготовку к самому главному.

Монументальность построек в гостиничном бизнесе оказалась оправданной с двух точек зрения. Во-первых, роскошные огромные здания поражали и поражают воображение постояльцев всех времен, а во-вторых – в больших зданиях можно разместить большее количество номеров. Что, впрочем, нисколько не умаляет значения и не лишает шарма маленькие отели, которые также заслуженно пользуются популярностью во всем мире.

К этому же времени относится реконструкция многих знаменитых, но уже устаревших с технической точки зрения отелей. Ярким примером блестяще проведенной реконструкции может служить берлинский отель «Адлон» – настоящий феникс. С момента его открытия в 1907 г. и до разрушения 1945 г. он являлся символом Берлина и принимал коронованных особ, глав правительств, звезд сцены, экрана, великих ученых и писателей. В 1997 г. он был восстановлен на прежнем месте – на углу Унтер-ден-Линден и Паризер плац, фасадом на Бранденбургские ворота. Снаружи это практически точная копия оригинала, а внутри – живое свидетельство того, чего может добиться оператор (в данном случае группа Кемпински), разумно распорядившись $260 миллионами инвестиций. Каждый из 337 номеров отеля сверкает великолепием и роскошью. Интерьеры, спроектированные британцем Эзрой Аттия и шведом Ларсом Мальмквистом, просто поражают обилием мрамора, песчаника, витражей, позолоты, лепниной, панелями из вишни и дамасских ковров.

Во второй половине 90-х гг. в Дубае был построен один из самых амбициозных и престижных проектов туристического комплекса в этом регионе – комплекса «Джумериан Бич Отель» и «Бурж-эль-Араб». В этих гостиничных заведениях свою нишу находят как обычные туристы илибизнесмены, так и те, кто в состоянии позволить себе по-настоящему роскошный отдых. Сейчас речь идет уже о шести- и семизвездочных отелях – странное наименование, тем не менее прекрасно отражающее великолепие спален и других помещений отелей, безупречное обслуживание, высокий технологический уровень, живописность окрестностей и прекрасную экологию.