Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Необычные памятники Сочи - По дороге на Красную Поляну

По дороге на Красную Поляну

 

Из путеводителя С. Дороватовского «Сочи и Красная Поляна с окрестностями» за 1911 г.: «Краснополянское шоссе по своим красотам стоит в ряду самых красивых дорог на Кавказе. Много туристов приезжает на Красную Поляну только для того, чтобы посмотреть шоссе, и тем же извозчиком через день возвращаются на побережье…

Шоссе, начатое постройкой в 1897 г. и открытое для движения в 1899 г., обошлось около 1 060 000 рублей. Строил шоссе инженер В.К. Константинов.

От Адлера до Красной Поляны 44 версты. Шоссе распадается на две части – предгорную, до хребта Ахцу, и горную, начиная от последнего до Красной Поляны».

Дорога на Красную Поляну сегодня все так же удивляет и восхищает своими видами. Но теперь это современное шоссе длиною 40 км. На нем смонтированы специальные козырьки для защиты от падающих камней, пробиты новые тоннели.

От Адлера дорога идет долиной реки Мзымта. После поселка Казачий Брод нас ждет первый тоннель длиною 450 м. Едем дальше – перед селом Монастырь, справа от дороги, есть небольшая площадка, с которой можно полюбоваться видом на ущелье Ахцу.

Впереди – новый Краснополянский тоннель. Его протяженность 2420 м, он идет от поселка Монастырь до Кепши. Сквозной тоннель через ущелье Ахцу сделал поездку по нему полностью безопасной, но лишил возможности увидеть его грандиозную красоту. Справа, перед тоннелем, есть развилка на старую дорогу, вырубленную в скале более века назад. Туда можно пройти пешком и увидеть знаменитую скалу «Пронеси, Господи!».

Перед въездом в следующий тоннель «в нише – большой образ, и благочестивые люди иногда ставят перед ним свечи. От такой свечи образ сгорел, и теперь осталась только закопченная ниша».

Но такое происходило в начале XX в. Сегодня образ Божьей Матери в полной безопасности.

Впереди нас ждут река Чвижепсе и развилка дорог. Налево дорога уходит в местечко Медвежий Угол, где находится знаменитый минеральный источник Чвижепсе.

Миновав еще два небольших тоннеля, дорога приходит в Красную Поляну.

О Василии Константиновиче Константинове (1867–1920) чаще говорят как об инженере-дорожнике, строителе Краснополянского шоссе, руководителе строительства железной дороги на сочинском участке, проектировщике дорог в село Пластунка, на Ажек, Аибгу, в Бабук-аул и др.

Сын известной писательницы Е.П. Майковой и литератора В.Н. Майкова (брата поэта Апполона Майкова), В.К. Константинов, член 1-й Государственной думы, был и одним из лучших сочинских краеведов и автором первого путеводителя по Сочинскому району.

Он организовал в Сочи в 1902 г. отделение Кавказского горного клуба. Его члены занимались изучением флоры и фауны, археологии и палеонтологии, быта народов Кавказа. На основе коллекции растений, насекомых и минералов, собранной членами клуба, возник Сочинский музей краеведения (сейчас – музей истории города Сочи). Музей был открыт в доме, завещанном ему матерью Константинова Екатериной Майковой.

В.К. Константинов первым прошел высокогорные маршруты, которые так популярны теперь. По его инициативе проложена тропа по Агурскому ущелью.

В 2000 г. на Краснополянском шоссе В.К. Константинову воздвигнут памятник по проекту скульптора А.Г. Тихомирова.

Путеводитель Дороватовского в 1911 г. писал: «Дорога на Красную Поляну проходит в местности настолько живописной, что стоит остановить внимание туриста на всех наиболее красивых его пунктах».

Предлагаем вам последовать совету его автора и вместе с ним совершить это увлекательное путешествие по прошлому и настоящему Краснополянскому шоссе.

Из путеводителя за 1911 г.: «Первые пять верст от Адлера дорога идет по совершенно ровной местности, составляющей дельту Мзымты… Рядом с деревней Первинкой – деревня Молдаванка, населенная молдаванами».

Молдовка

Молдовка – большое село на берегу р. Мзымты, около Адлера (в начале Краснополянского шоссе).

Сначала оно называлось Молдаванка. Село образовали молдавские переселенцы из Кишиневской губернии в 1869 г.

В 1898 г. в нем были сельское одноклассное училище, торговое заведение и деревянная церковь. Здесь же находилось правление Адлеровского сельского общества.

Жители занимались табаководством, садоводством. Свои товары – табак и фрукты – продавали на базарах в Адлере и Сочи. Путеводитель начала XX в. писал, что «жители села Молдаванка отличаются заметным трудолюбием».

Молдовкой село стало в 1926 г. В 1904 г. в нем проживали 235 человек, в 2001 г. – 1823 человека (795 семей).

Первинка

Путеводитель в 1911 г. так описывает деревню Первинка: «Поля, табачные плантации, журавли над колодцами, островки зарослей и развесистые орехи. По обе стороны шоссе разбросаны живописные домики поселян, и виднеется своеобразно-оригинальная церковь».

Сегодня мы не найдем здесь не только табачных плантаций и журавлей, но и самой деревни. Ее снесли, когда строили адлеровский аэродром.

Первинка была первым переселенческим поселком в долине р. Мзымта. Основана греческими колонистами из Понта.

В начале прошлого века в селе были церковно-приходское училище (школа грамоты) и каменная православная церковь. Первинка перестала существовать в 1941 г.

Считается, что из-за неудач в освоении края славянами (казаками) кавказская администрация стала приглашать для заселения освободившихся после горцев земель греков и армян – подданных Турции. Добровольным переселенцам предоставляли большие льготы. Им выделяли землю, освобождали от налогов и воинской повинности.

Река Мзымта

Мзымта – крупнейшая река на Черноморском побережье Кавказа (в пределах Большого Сочи). В переводе с адыго-абхазского «Мзымта» означает «долина племени медозюев». До середины XIX в. здесь жили садзы-джигеты. Мы мало что знаем об их языке. Известно только, что у них с убыхами был общий праязык – садша. Поэтому некоторые исследователи предлагают использовать для объяснения происхождения названия реки убыхский язык. В переводе с него «Мзымта» – «долина реки, рожденная в снегах». Медозюи – «люди, рожденные в снегах».

Из путеводителя за 1911 г.: «Шоссе идет между лесами… Гигантские грецкие орехи, груши, яблони, черешня, одичавший виноград – все это остатки черкесских садов. Леса по долине Мзымты так могучи, насаждены так густо, что даже телеграфная проволока идет не по столбам, а по растущим деревьям… Далее деревня Высокая…»

Высокое

Село расположено на берегу р. Мзымта в 10 км от берега моря. Свое название получило по местурасположению. Гид начала прошлого века пишет: «Далее деревня Высокая, но она находится так высоко, что не видно ни одного двора. Местность дикая, дорога ползет около скал, обросших мохом, между скал гигантские деревья почти сомкнулись своими вершинами над шоссе. Куски оборвавшихся скал величиною в несколько кубических сажен лежат около самого шоссе».

Село основали в 1869 г. славянские переселенцы из Херсонской, Бессарабской и Подольской губерний. Через пять лет они переехали на освободившиеся земли в село Ахштырь, где ликвидировалось поселение женатых солдат одного из линейных батальонов. А в Высокое переселились греки из Ставропольской губернии. В конце XIX в. в селе были церковно-приходская школа и церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В начале XX в. в селе жили 299 человек, в начале нынешнего – 3009.

Из путеводителя за 1911 г.: «За землями поселян открывается чарующий вид на левый берег Мзымты, на разработанные поля, церковь села Ахштыря, цепи гор и Ахштырскую теснину известного кряжа Дзырха-Ахун. Еще несколько поворотов, и на семь верст шоссе подходит довольно близко к теснине. Открывается чудный вид на всю противоположную сторону Мзымты…»

Ахштырь

Ахштырь – село в 13 км от моря. Есть две версии перевода названия – «Место разлива молока» и «Поляна на холмах». Раньше здесь жили садзы-абазины. Само же село находилось в другом месте – в низине старого русла р. Мзымты. Это был поселок женатых солдат 2-го Кавказского линейного батальона. Когда войска ушли, он опустел (1874) и в него переселились жители села Высокое.

Второй раз жители покинули Ахштырь во время Русско-турецкой войны. Село уничтожил турецкий десант, и они перебрались в Адлер.

Через десять лет в Ахштырь приехали украинцы. Они арендовали землю и возродили поселение. Село находилось в речной низине, поэтому жители часто болели малярией. В конце XIX в. им предложили перебраться на места бывших горных аулов, на склоны соседнего хребта. Через три года переселение было завершено, и XX в. село встретило на новом месте. В нем уже действовало одноклассное церковно-приходское училище, расположенное в доме учителя М.Ф. Артемова.

В начале 1905 г. в деревне Ахштырь жили 228 человек, в начале 2001 г. – 151 человек.

В поселке сохранились руины христианского храма VI–VII вв. Плющ, увивший древние каменные своды, придает им живописный и романтический вид.

Казачий Брод

Село находится на Краснополянском шоссе, напротив с. Ахштырь, перед Ахштырской тесниной. Название селу дало историческое событие времен Кавказской войны. Здесь переходили вброд р. Мзымту казаки, участвовавшие в походе на поляну Каабаде. Недалеко, в минутах двадцати от поселка, находится Ахштырская пещера.

Форелевое хозяйство

Адрес: с. Казачий Брод, ул. Форелевая, 45 а

Полное название этой организации коротким не назовешь – Федеральное государственное унитарное предприятие племенной форелеводческий завод «Адлер». Его создали для исследования и производства очень вкусной рыбы – форели. В Россию форель завезли из Америки в 1911 г. Подавали ее только к царскому столу и называли «царской рыбой».

Завод является самым крупным производителем форели в России и одним из крупнейших в Европе. Его история насыщена открытиями и достижениями. Здесь вырастили коллекционное стадо радужной форели и вывели новые породы – форель Адлер и адлерская янтарная. Создали маточное стадо численностью 30 тыс. штук. Вырастили племенных самок, которые теперь являются генофондом Российской Федерации. Восстанавливают исчезающего черноморского лосося. Каждый год 500 юных особей этой редкой рыбы выпускают в реки Черноморского побережья Краснодарского края.

Страусовая ферма

Адрес: с. Казачий Брод, ул. Форелевая, 41 а

Говорят, что страусы появились на планете более 12 млн лет назад. Их предки видели динозавров. Страусиное перо в Древнем Египте считалось символом справедливости и правды (у него ворсинки расположены с обеих сторон и в одинаковом количестве). Их содержали в неволе. И на праздничных церемониях египетские знатные дамы выезжали верхом на страусах. В Южной Африке в прошлом даже существовала страусиная почта, когда корреспонленцию развозили на загривке мощной птицы…

В Европе их выращивали из-за перьев, которыми украшали шляпы, женские наряды, делали веера.

clip_image009

На страусовой ферме «Три Софии»

Страусы необыкновенно прожорливы. Едят все, что дают, даже если это несъедобно. Но в то же время могут не есть и не пить в течение нескольких дней. Бегают страусы со скоростью до 60 км/ч и умеют плавать. Голова – это их слабое место. Птицы могут умереть от малейшего удара по голове. Мозг страуса по размерам – с куриное яйцо и весит 30–40 г (при общем весе птицы 100–150 кг). Память у них девичья. Иногда страус засовывает голову в отверстия изгороди, кормушки и тут же забывает, как он это сделал, начинает дергаться и травмирует себя. Гнездо просто и незамысловато – роют яму в песке и туда несколько самок откладывают яйца. Яйцо весит от 1,5 до 2 кг. И говорят, что в нем почти нет холестерина. Питаются страусы травой.

На ферме 17 африканских страусов и 2 австралийских эму.

Дзырха

Из путеводителя 1911 г.: «Открывается ряд красивых видов на котловину около Мзымты… на левобережный новый поселок „Дзырха”».

Село Дзырха образовали переселенцы в 1897 г., и в начале XX в. его называли Ореховкой. В нем жили 240 человек со всех концов России – из Воронежской, Тамбовской, Орловской, Екатеринославской, Харьковской, Херсонской, Пензенской, Калужской, Кубанской и Донской областей.

Сегодня вы не найдете на указателях дорог такого названия. Поселок Дзырха исключили из списков населенных пунктов Краснодарского края в 1966 г.

Галицыно

Село стоит на Краснополянском шоссе. Предположительно названо в честь богатого предпринимателя Галицина, жившего здесь в начале XX в.

Каньон реки Псахо

Если от деревни Галицино спуститься к р. Псахо, перейти на другой берег и пройти немного вниз по течению реки, вы попадете в каньон реки Псахо. В сказку! Кругом – реликтовый самшитовый лес, причудливый и дикий, как в первые дни творения. Изобилие самых удивительных растений. Чистейшая вода образует небольшие озерца и заводи, в них отражаются покрытые зеленью скалы.

Напротив каньона есть небольшая безымянная горка. По ней проложена линия электропередач. При ее прокладке отрыли фундамент и часть стен христианского храма времен раннего Средневековья.

Храм на реке Псахо исследовала в начале XX в. легендарная графиня Прасковья Сергеевна Уварова – путешественница, исходившая весь Кавказ под эгидой Императорского русского географического общества.

Следы мощных крепостных стен и найденные осколки кровельной черепицы со следами огня говорят о том, что храм был укрепленным и, возможно, пострадал от пожара.

Серьезных раскопок тут не проводилось. Только совсем недавно археологи провели здесь предварительную разведку и консервацию этих руин.

Пещера и водопад «Пасть дракона»

Вход в пещеру «Пасть дракона» похож на раскрытую огромную пасть чудища с острыми каменными, покрытыми мхом зубами. Откуда-то сверху низвергается огромный водопад и преграждает вход в «горло дракона».

Возможно, название пещеры отражает не только внешнее сходство и связано с древними преданиями о драконах, стерегущих источники живой воды. На легенды горцев большое влияние оказали одни из их предков, легендарные нарты.

Храм села Монастырь

Исследователи называют его храм села Монастырь. Но от этого поселка он находится далеко – на левом берегу Мзымты, прямо над водопадом «Пасть дракона». От некогда мощных укреплений сейчас остались остатки стен. Частично сохранилась западная часть придела. С северной стороны к нему примыкало обширное помещение. От него остались ровная площадка и северный вход. Стены храма сложены из хорошо обработанных и подогнанных друг к другу камней. Перед алтарной частью – руины большой, почти квадратной башни, которая защищала центральные ворота. На территории крепости можно найти остатки средневековой керамики и черепицы IX–X вв.

Есть предположение, что крепость служила главным пунктом на старинном караванном пути. Здесь давали приют и оказывали помощь путешественникам.