Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Необычные памятники Сочи - Достопримечательности Хосты

Достопримечательности Хосты

 
Тисо-самшитовая роща

Хоста, ул. Самшитовая

Время работы: с 8.00 до 18.00.

Вход в тисо-самшитовую рощу с 1938 г. «охраняет» леопард – тогда этих красавцев еще можно было увидеть живьем. Сейчас начали их воспроизводство, и скоро малышей переднеазиатских леопардов будут выпускать в лес.

Тисо-самшитовая роща – это часть Кавказского биосферного заповедника. Для того чтобы сохранить уникальные растения, росшие тут с доледникового периода, проложены тропы – бетонные дорожки. С них нельзя сходить. За ними – небольшой островок дикой природы, который может легко уничтожить вмешательство человека. Его обитателей трудно увидеть. Они боятся людей. Косуля не подходит к тропе ближе, чем на 150–200 метров. Медведь – на 400 метров. Лисы, барсуки и куницы более смелы. Их иногда можно заметить и сфотографировать в лабиринте. С белкой – сложнее. Ее почти выжила куница. У них непростые взаимоотношения.

Тис – вечнозеленое хвойное растение. В его древесине нет смолистых веществ. Она приятного темно-красного цвета, очень крепкая и не поддается гниению. Вещи, сделанные из тиса, служат веками. Еще 3 тыс. лет назад из него делали погребальные саркофаги. В роще есть несколько тисов, которым уже более тысячи лет. Один из них стоит прямо на тропе. Он на 300 лет старше Москвы. Вообще дерево живет около 3000 лет.

Тропа пересекает лабиринт (разлом). Он образовался после сильного землетрясения еще во время мелового периода. В земной коре появилась трещина, которую со временем расширили ветры и дожди. Перейти через разлом можно по мостику. Поднявшись по выдолбленным ступенькам и пройдя через извилистый каменный коридор, тропа выходит на высокий обрывистый берег реки Хосты, которая протекает на дне пропасти. Здесь построена смотровая площадка, с нее открывается прекрасный вид на Белые скалы, на покрытые доисторическим лесом горы.

Самшит колхидский – вечнозеленое дерево. Оно живет около 600 лет. Ствол самшита прибавляет за год 1 мм в диаметре. Древесина очень прочная (прочнее некоторых металлов). И тяжелая – она тонет в воде. Отлично полируется и очень высоко ценится. Во второй половине XIX в. во всем мире из самшита делали формы для ксилографии. Это привело к почти полному его уничтожению. На Земле практически не осталось больших самшитовых лесов. Поэтому хостинская тисо-самшитовая роща уникальна.

В глубине рощи на одном из утесов в VIII–X вв. была построена крепость. Конечно, сейчас от нее остались только развалины. А было три башни с окнами-бойницами, несколько ворот и оборонительный ров…

Когда-то в роще было два маршрутных кольца – большое и малое. Сейчас осталось только малое. Большое кольцо (на этом маршруте находится крепость) было закрыто по решению ученого совета в 1979 г., для того чтобы сохранить этот уникальный памятник природы. Именно таким был лес на Земле 20 млн лет назад. Тогда тисы и самшиты росли по всей Европе, но с изменением климата они начали вымирать. Кстати, в роще нашли двух моллюсков того периода и окаменелых морских ежей.

В роще всегда стоит особый зеленоватый сумрак. Стволы и ветви деревьев покрыты мхом. И даже в солнечный день тут, как в сказочном подводном царстве, всегда прохладно и пахнет прелыми листьями.

Храм Преображения Господня

(Хостинский район, ул. Шоссейная, 9)

Можно сказать, что храм Преображения Господня окружен завесой таинственности. Никто не может с уверенностью сказать точной даты его открытия. Табличка у входа в храм утверждает – 12 ноября 1904 г. Но в других источниках указываются и 1911, и 1914 г. Спорят и по поводу автора. Одни исследователи утверждают – местный архитектор Ион, другие – Кринов. Храм имеет форму креста. Три входа-выхода для верующих ориентированы по частям света. Вход с восточной стороны доступен только для священников. Раньше одно из центральных мест в храме занимали иконы Воскресения Христова и Симеона Верхотурского Чудотворца.

Около церкви построили дом с мезонином для причта в стиле модерн по проекту сочинского архитектора А.Я. Буткина. В начале 1930-х гг. в нем было общежитие для девочек школы-интерната, потом – корпус санатория ВЦСПС и жилой дом. Тут же рядом с храмом находились парк и погост богатых хостинцев с интересными крестами, надгробиями и склепами. Кладбище снесли в 1930-е гг.

Церковь закрыли в 1929 г. С нее сняли кресты и колокола. Здесь разместился клуб санатория, потом районная телефонная станция. Для АТС позднее построили новое здание. Храм объявили памятником истории и архитектуры и в 2000 г. вернули верующим. В течение нескольких лет до этой даты жители проводили богослужения в дворике перед церковью.

Музей истории Хостинского района

(Хоста, ул. 50 лет СССР, 28.)

Время работы: с июня по сентябрь с 9.00 до 18.00 без выходных, с сентября по июнь с 8.30–17.30, выходные – суббота, воскресенье.

Музей находится в здании дореволюционной постройки, одном из немногих, сохранившихся до наших дней. Его начали строить в 1911 г. на средства попечительства Общества народной трезвости. И в 1914 г. о нем уже пишут путеводители, как о Хостинском народном доме. Это был аналог современного клуба. Здесь проходили различные развлекательные мероприятия – спектакли, концерты. Все яркие события общественной жизни города проходили на этой сцене – объявили о становлении советской власти, проводили первые комсомольские собрания, съезды. Здесь выступали Собинов, Барсова, Шаляпин, Рахманинов, читал стихи Маяковский, во время войны приезжала с выездным концертом Любовь Орлова.

Сейчас в здании располагается музей. Его экспозиция рассказывает об истории Хосты с древнейших времен до наших дней. Вы узнаете о культовых языческих сооружениях и древних крепостях, о гордых и свободолюбивых горских племенах, их обычаях, нравах и судьбе. О первых переселенцах, дачниках и курортниках, санаториях, построенных до и после Великой Отечественной войны, и о многих других известных и забытых страницах истории Хосты.

Из воспоминаний жителей Сочи

П. Кравченко, секретарь комсомольской организации Хосты в 1920–1926 гг., пенсионер: «Первая комсомольская свадьба в Хосте состоялась в народном доме (сейчас – Музей истории города Хосты). Главными героями этого события были секретарь комсомольской ячейки в Навалишино Варвара Фоменко и я. С трудом уговорив своих родителей, мы вынесли этот вопрос на обсуждение комсомольцев. На собрании хостинских и навалишинских членов РКСМ разработали план комсомольской свадьбы.

В день свадьбы все комсомольцы собрались в народном доме, который нам предоставили местные власти. Нашлись музыканты, они пришли с гармошками, балалайками. Всюду алели флаги, у гостей – красные банты на груди. Невесту нарядили в белое платье, на голову надели венок из цветов. Соответствующим образом одели и меня: белая рубашка, нарядный костюм (правда, без галстука – тогда его еще считали признаком мещанства).

В сельсовет расписываться двинулись всем скопом с песнями и плясками. У Совета все остановились и притихли, а я и Варя со свидетелями вошли в ЗАГС, где нас уже ждали, и приступили к оформлению брака. Вручив нам свидетельство о браке, работники ЗАГСА тепло нас поздравляли.

Мест в помещении народного дома не хватило, и гулянье было перенесено на улицу. Свадьба без венчания и церкви, без попов и религиозных обрядов, без пьяных оргий с песнями и плясками оказала свое воздействие на жителей поселка. После того бракосочетание все чаще и чаще стало совершаться по нашим советским обычаям».

Плантация пробкового дуба

В Хосте находится единственная в стране плантация пробкового дуба. Ее заложили в 1930 г., чтобы избавиться от дефицита пробки. Семена (желуди) прижились не сразу. Первые посадки съели грызуны. Тогда придумали – каждый желудь прикрывать металлическим сетчатым стаканом. Это сработало, металл зверькам пришелся не по зубам. Семена взошли и благополучно выросли. Урожай желудей собирают осенью, пробку снимают весной. Плантация снабжает ими всю страну.

Черкесский жертвенный камень

На территории пробковой рощи находится так называемый черкесский жертвенный камень. Это культовое сооружение – ровесник египетских пирамид. Древние люди во II тыс. до н. э. здесь совершали жертвоприношения. Считается, что углубление в камне сделано руками человека. Насчет его предназначения есть два мнения. Одни считают, что оно было сиденьем для вождей, другие уверены – в него собирали кровь жертвенного животного.