Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Прогулочные маршруты по Сочи - Железнодорожный вокзал

Железнодорожный вокзал

 

 

Ул. Горького ведет к железнодорожному вокзалу (ул. Горького, 56). Он построен по проекту архитектора А.Н. Душкина в 1952 г. в стиле «неоклассицизма» и облицован лабрадорским известняком. Сталин ежегодно приезжал на отдых в Сочи на поезде. Ввод вокзала приурочили ко дню его рождения и ко времени отъезда из города. Сначала здание должны были сдать к 1 декабря 1952 г., потом срок строительства сократили на год. Строили его три батальона железнодорожных войск, им помогали гражданские строители и специалисты Мосметростроя, но основная нагрузка легла на военных железнодорожников. Чтобы ускорить работу, здание разделили на три части и строили их параллельно.

Об этом писали

«В апреле 1937 г. работники вокзала станции Сочи приобрели 37 пар голубей. Их поместили в верхней комнате башни вокзала, где соорудили для них гнезда и кормушки. Ухаживать за птицами взялся механик Ерошкин. Количество голубей планировали довести до трехсот».

clip_image015

Железнодорожный вокзал

Построенный вокзал имел три этажа – цокольный, первый и второй. На цокольном этаже размещались операционные залы прибытия и отправления, бюро обслуживания курортников, камеры хранения ручного багажа, подсобные цеха ресторана, помещения бытового обслуживания пассажиров. На первом – зал ожидания, ресторан, правительственные комнаты, комнаты матери и ребенка, комнаты длительного отдыха, милиция. На втором – зал ожидания, помещение для генералов, на галереях – читальные залы. Одновременно в здании вокзала могли находиться 1400 человек.

На железнодорожном вокзале стоит скульптура «Девушка с кувшином».

Ее автор, московский скульптор И.И. Зенякина, долго искала модель. Она каждый день ходила в баню и на пляж. И вот наконец в бане она увидела девушку, отвечающую ее представлениям о красоте. Ее звали Галина Орлова, она еще училась в школе. Сначала ее мать возмутило предложение скульптора, но за определенное вознаграждение она согласилась.

Галя каждый день после занятий в школе в течение полугода позировала. Она часами стояла в мастерской, держа в руках книгу. Сначала родился слепок из пластилина, потом – из глины. В оригинале вместо книги появился кувшин.

На железнодорожном вокзале скульптуру установили в 1952 г. Самыми первыми пришли на нее посмотреть родственники, друзья и знакомые Гали. Каждый из них по много раз подходил к фигуре. Сравнивали ее с оригиналом, искали сходство. Скоро скульптура стала известной и популярной в городе.

Раньше ограждения у железнодорожного вокзала не было. Можно было сойти с поезда, в любом месте сразу выйти в город. Вокзал внутри был весь украшен картинами в духе соцреализма. Их было очень много. Куда они потом делись, неизвестно. В залах на втором этаже сейчас все изменилось, но декор еще остался.

Высота башни вокзала – 53 метра. Механизм часов сделали на Ленинградском адмиралтейском заводе.

Сочинцы о Сочи

Ю.М. Новиков: «Я помню старый железнодорожный вокзал. Еще до реставрации. Там турки сделали пол из полудрагоценного камня, вернее мощение. Техника флорентийской мозаики. Нефритовый пол с прожилками из бронзы. После реставрации его уже не было».

Н.М. Барсукова: «Такого нет нигде, только в Сочи. Только у нас на перроне растут магнолии. И когда вы выходите из поезда, сразу чувствуете их запах. „В краю магнолий плещет море”».

Направо от Курортного проспекта, к морю, идет ул. Войкова. Раньше она была ул. Пластунской. Ее переименовали в середине 1920-х гг.

Пластунами называли казаков, которые входили в особые команды. Они несли разведывательную и сторожевую службы и выделялись своим умением стрелять, маскироваться и бесшумно передвигаться. После окончания Кавказской войны надобность в пластунах отпала. В 1869 г. семейные солдаты-пластуны образовали село Пластунка. Позже появилась и Пластунская улица.

На пересечении ул. Войкова с Курортным проспектом стоял дом знаменитого греческого купца А.Х. Черномордика. В советское время в нем был знаменитый гастроном № 1, называемый в народе Поцелуевским, по фамилии директора. Сейчас здание разрушено.

Из воспоминаний жителей Сочи

Л.А. Морозова: «Раньше ул. Войкова была многолюдная. Ее называли „Бродвей”. По ней все гуляли. Если надо было найти кого-то из местных жителей, шли сюда. С одной стороны был сквер, а с другой – в один ряд здания архитектуры начала века. И Поцелуевский гастроном. Его директором был Поцелуев, Герой Социалистического труда. Он уже умер. Здание после его смерти продали и разрушили. Рядом еще было кафе в стиле модерн. Представляете, русский модерн! Кафе „Шайба”, сколько я себя помню, столько и стоит на этом месте. Конечно, раньше оно выглядело по-другому. Банк построили недавно. Он стоит на месте ресторана „Голубой”. От старой улицы остался лишь один кусочек, здание загса. Там на втором этаже был телеграф. И еще лестница. Ее реконструировали. Но она по-прежнему ведет к собору Архангела Михаила».

После Платановой аллеи идет участок проспекта, который до революции назывался Мамонтовский спуск, а после – Пролетарский подъем.

Вдоль левой стороны проспекта идет лестница. Если по ней подняться, посередине увидим аллею. Она ведет к замечательному особняку начала XX в., «Вилле Вера» (Курортный проспект, 32).

Этот участок земли во второй половине XIX в. приобрел московский потомственный гражданин Н.Н. Мамонтов. И построил тут виллу. Дом вышел добротный и простой. Его срубили в Ростове-на-Дону и в разобранном виде привезли в Сочи. Дачу назвали «Вилла Вера» в честь сестры хозяина Веры Мамонтовой. Она была замужем за П.М. Третьяковым, основателем знаменитой галереи.

clip_image016

«Вилла Вера»

Н.Н. Мамонтов нанял агронома А.И. Гарбе. Тот заложил вокруг дома великолепный сад. В дальнейшем на М.А. Мамонтовой женился сочинский предприниматель Н.А. Костарев. Он построил вместо деревянного дома в 1910 г. двухэтажную виллу из камня. После революции в здании расположился дом отдыха Совнаркома, затем санаторий им. Цюрупы. Во время войны – госпиталь, после – дом пионеров, и наконец, в настоящее время – городской центр внешкольной работы.

Мы останавливаемся у тех строений на Курортном проспекте, которые интересны с точки зрения истории и архитектуры. С правой стороны красивое здание желтого цвета с колоннами и лепниной. Это бывший кинотеатр «Стерео» (Курортный проспект, 37), построенный в 1953 г. по проекту архитектора Стенюкина. Тогда он назывался «Сочи», и имел два зала – белый и голубой. В 1975 г. один из них переоборудовали в стереозал. И кинотеатр переименовали в «Стерео». В 2007 г. здание передали государственной корпорации «Олимпстрой» сроком на 8 лет для подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 г. Перед кинотеатром в стоп-кадре застыла десятиметровая бронзовая фигура «стремительно идущего» Николая Островского. Памятник сооружен к 75-летию писателя по проекту ленинградских скульпторов В. Горевского, С. Кубасова и архитектора Б. Бухаева.

Пройдем немного вперед по проспекту. Нас интересует здание Художественного музея (Курортный проспект, 51). Его построили в 1936 г. по проекту архитектора И.В. Жолтовского специально для горкома ВКП(б) и управления уполномоченного Совета министров СССР по курорту Сочи-Мацеста. Это учреждение должно было руководить преобразованиями курорта.

На площади перед музеем установлен памятник В.И. Ленину. Бронзового Владимира Ильича, держащего в опущенной руке газету «Правда», поставили на гранитный постамент в 1957 г. скульптор З.М. Виленский и архитектор Л.В. Руднев.

clip_image017

Бывший кинотеатр «Стерео»

Идем по Курортному проспекту до Верещагинского (Светланинского) моста. Перед въездом на него стоит мраморная стела с горельефом Николая Островского. На камне высечены его известные всем советским людям с детства слова: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за позорное и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества». Памятник установили в 1964 г. по проекту архитектора Е. Сердюкова.

От стелы начинается переулок, ведущий к дому-музею Николая Островского (ул. П. Корчагина, 4). Здесь писатель жил и работал в последний год своей жизни.

В Литературно-мемориальном музее Н. Островского заканчивается наш маршрут. Тут вы узнаете о жизни и творчестве удивительного человека, обладавшего огромным мужеством и неимоверной силой воли.