Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Прогулочные маршруты по Сочи - Морской вокзал

Морской вокзал

 

clip_image005

 

В 1955 г. стал принимать пассажиров (более 600 тыс. в год) новый морской вокзал, построенный по проекту архитектора К.С. Алабяна. Он строился как парадный въезд со стороны моря в крупнейший курорт Советского Союза. В крыльях вокзала расположены веранды. Они облицованы светлым мраморовидным экларским известняком. Здание завершается башней с высоким шпилем – символом морских сооружений. На террасах башни – аллегорические скульптуры (скульптор В.И. Ингал). Они размещены в три яруса, и при взгляде на них должно возникнуть «эмоциональное ощущение богатства, многоликости и многосторонности социалистического государства». В углах первой террасы (высота 20 м) расположены четыре женские фигуры. Они символизируют времена года. На фасадах со стороны моря – скульптуры Весна и Лето. На другой стороне вокзала – Осень и Зима. Мужские фигуры на втором ярусе (высота 26 м) олицетворяют стороны света, юг, север, восток и запад Советского государства. Восток – это киргиз, держащий в руках беркута. Запад – украинец со снопами и подсолнухами. Юг – аджарец с виноградной лозой. Север – житель Заполярья в национальном костюме с олененком в руках. На третьем ярусе (высота 36 м) – 12 дельфинов. Они, как языки пламени, окружают основание шпиля, которым увенчивается здание вокзала.

При строительстве морского вокзала возникла проблема с установкой и монтажом шпиля. Его должен был изготовить один из заводов Одессы, но не смог из-за отсутствия специалистов. Поиски другого подрядчика ни к чему не привели. Никто не хотел браться за эту работу. Руководители стройки уже попросили архитектора убрать из проекта шпиль, но всех выручил рабочий Александр Васильевич Хохлов. Он предложил оригинальный, смелый и в то же время экономичный и простой проект. Он начал монтаж не с основания, как принято, а с вершины, то есть со звезды. Когда звезда была готова, рядом с ней начали монтировать тонкую верхнюю часть шпиля. Потом их соединили и облицевали нержавеющей сталью. Затем смонтировали следующее звено. Так повторялось пять раз, и постепенно шпиль поднимался и рос над зданием вокзала.

Еще не один раз выручал строительство Александр Хохлов. В двух залах будущего вокзала специальные мастера-чеканщики должны были смонтировать бронзовые фонтаны со скульптурами. В Сочи таких специалистов не нашли. Попытались пригласить из Ленинграда, но они не смогли приехать. Тогда Хохлов начал сам изучать чеканное дело, и вскоре монтажники, которыми он руководил, установили фигуры с мастерством, которому бы позавидовали опытные чеканщики.

Перед вокзалом в центре большого фонтана – аллегорическая фигура «Навигация». В крытых двориках в крыльях вокзала еще два небольших фонтанчика (сейчас не работают). В чашах в виде раковин в движении застыли мальчик и девочка. Но самое интересное – это интерьеры второго этажа в стиле арт-деко. Зал, отделанный флорентийской майоликой, с зеркалами, уникальной люстрой и чайкой, парящей в голубом небе (на потолке).

Из воспоминаний жителей Сочи

Л.А. Морозова: «В советское время в морском вокзале был шикарный ресторан, „Морской”. Очень популярный и востребованный. Около моря. И потрясающе красивый вид! В него стояли очереди. Ресторан был рассчитан на летнее время, но был и маленький зимний зал. Столики находились на возвышении и по углам. В центре – эстрада. И там танцевали. На пять рублей можно было очень шикарно посидеть. Тогда Сочи не был избалован ресторанами. Летом было много желающих в них попасть, поэтому всегда стояли большие очереди».

Там, где сейчас морской порт, когда-то было устье реки Сочи. Река разливалась двумя рукавами, и между ними лежал Зеленый остров, поросший кустами и мелколесьем, приют бродяг (где сейчас Комсомольский сквер).

На территории между морвокзалом и гостиницей «Москва» в начале XX в. был самый центр Сочи – нижний город. В этих местах жили греки, турки, грузины, армяне, поволжские немцы, русские переселенцы. Торговцы, ремесленники и рыбаки. Стояли шлюпки, фелюги, турецкие ночлежки и бараки. Это был маленький городок типа квартала Шанхая. Переулки назывались Ремесленный, Шкиперский, Кузнечный и др. (в зависимости от рода занятий жителей). Здесь стояли кузницы, мастерские по починке телег, слесарные, деревообрабатывающие и др. кустарные предприятия.

Улицы нижнего города были прямые и широкие. Посередине пролегала узкая полоска проезжей части, засыпанная гравием. По бокам росли трава и полевые цветы. Вдоль заборов протоптаны дорожки для пешеходов. Городская управа обязала всех домовладельцев сделать на улицах тротуары (1904–1909). Скрепя сердце жители их сделали. Тротуары были узкими, но сочинцы ими очень гордились.

Тут же находилась базарная площадь. Базар занимал большое пространство в виде треугольника. Самую длинную из его сторон образовывал берег реки, впадавшей в море. Самую короткую – начальная часть ул. Пластунской (сейчас ул. Войкова). На ней находилось каменное здание торговых рядов, в которых размещались лучшие магазины Сочи. Обувной Метаксы, ткани Диамантиди, лучшая парикмахерская (хозяин – грек) и булочная (хозяйка – русская). Это здание снесли в 1973–1974 гг. Средней стороной треугольника была современная ул. Несебрская, тогда ул. Бульварная, на ней располагались лавки, кофейни и духаны (столовые).

Базар был восточный – шумный, разноязычный, живописный, богатый товарами и антисанитарией. Базарная площадь не была замощена. В сухую погоду на ней было очень пыльно, а в дождь все утопало в грязи.

В Сочи начала XX в. почти не было краж. Все спали с открытыми окнами, даже в одноэтажных домах. Не было случаев нападения и на разбросанные по лесам дачи, хотя их хозяева не предпринимали никаких мер предосторожности. Французский путешественник географ Мартель в своей книге отмечает высокие моральные качества жителей Сочи.

Возможно, причина в «малочисленности населения и сплоченности отдельных национальных групп, которые следили за нравственностью своих членов».

От ул. Несебрской начинается ул. Поярко (соединяет ул. Несебрскую и Курортный проспект). Она названа в честь Н.П. Поярко, рабочего, большевика, участника революционных событий 1905 и 1917 гг. Изначально улица называлась Базарная – в 1903 г. сюда (в то время – пустырь) перенесли базар. Построили три одноэтажных торговых здания (архитектор А.Я. Буткин), в них расположились самые большие магазины города. Рядом торговали продуктами и стояли ларьки ремесленников и мелких торговцев. На новом базаре не было пыли и грязи, т. к. его устлали морской галькой. На незастроенной части, удаленной от моря, торговали с возов. В конце рынка (со стороны гор) стояло здание добровольной пожарной дружины с высокой каланчой. Около него построили двухэтажный дом для Сочинского сельскохозяйственного общества (1910–1911). Их оба снесли в 1973 г., когда строили гостиницу «Москва». С этого места базар перенесли в советское время, когда прокладывали Курортный проспект (1936–1937).

В 1950-х гг. реку Сочи заключили в бетонные берега. Другой рукав осушили. Все строения снесли. Территорию облагородили и начали строить морвокзал.

Напротив морского вокзала, через дорогу, установлен крест. Сначала его намеревались поднять на гору Фишт, но потом поставили на этом месте. Здесь 13 апреля 1838 г. высадился десант русских войск под командованием генерал-майора Симборского, чтобы занять район Сочинского мыса, тогда почти необитаемый, покрытый лесом, с медведями, дикими кабанами и шакалами, и заложить прибрежные укрепления, в том числе форт «Александрия», в будущем – город Сочи.

Свернем с ул. Несебрской на ул. Москвина. Она названа в честь гвардии капитана 2-го ранга, участника Великой Отечественной войны А.П. Москвина. Он придумал способ уничтожения немецких танков при помощи знаменитых реактивных установок «Катюша». Прежде улица называлась Маячной, потом Соборной. Поднимаемся по ней к собору Архангела Михаила. Справа, перед ним, на повороте улицы, стоит двухэтажный старинный особняк (1880). Это бывшая дача генерала Воронова, человека прославленного (чем – никто не помнит) и из морской династии. Вокруг дома растут столетние магнолии и кипарисы. Внутри – любопытная лестница с якорями. Когда-то здесь была воскресная школа.

Рядом – сочинский маяк (1890). Но с этой точки его плохо видно, лишь серый забор с якорем на воротах. Чтобы увидеть сам маяк, надо обойти слева. Лучше всего его видно ночью, когда он зажжен. В конце XIX в. маяком служил обыкновенный фонарь, поставленный на козлы. Когда ночью пароход подходил к берегу, зажигали белый огонь. Если из-за шторма нельзя было пришвартоваться, жгли красные фальшфейеры (пиротехническое сигнальное устройство). В 1874 г. некто Анастасиди предложил построить и оборудовать маяк. Предложение приняли. Строительство растянулось на несколько лет. То не было средств, то мешала Русско-турецкая война. Впервые сигнальный огонь на сочинском маяке зажгли в конце сентября 1890 г. Фонарь для него изготовили во Франции. Чтобы направить лучи от источника как можно дальше в море, надо установить огромные линзы из шлифованного стекла диаметром более полутора метров. Масса каждой такой линзы больше полутонны. В сочинском маяке применена сложная составная линза.

Точка расположения маяка с указанием географических координат есть на всех морских лоциях мира. Сочинский маяк имеет такую характеристику: «Белый маяк с постоянным немигающим красным светом». Он виден на расстоянии 17 миль (около 32 км).

Напротив дачи и церкви, на другой стороне ул. Москвина – дом греческого купца Полиди (1911). В нем была первая курортная поликлиника.

Собор Архангела Михаила построен в ознаменование окончания Кавказской войны. А назван в честь именин великого князя М.Н. Романова, который в мае 1871 г. посетил Кавказ и дал указание о строительстве церкви в Сочи. Начальник округа Д.В. Пиленко поручил архитектору Вергилису составить проект, смету и осмотреть развалины круглого здания. Оно служило военной церковью в бывшем Навагинском укреплении. На его месте хотели построить новый собор. Прошло два года. Ничего не было сделано. И тут Д.В. Пиленко получает послание из Москвы от статского советника А.В. Верещагина. Тот предлагает свои услуги в качестве строителя храма. Обещает построить церковь на пожертвования частных лиц, с небольшими отчислениями от казны. Его предложение охотно принимают. План и рисунки храма выполнил московский архитектор А.С. Каминский.

Храм начали строить в 1874 г. Отсутствие денег и Русско-турецкая война затянули стройку на 16 лет. Во время войны турки бомбили Сочи с военных кораблей. Одно из ядер попало в стену строящейся церкви и не разорвалось. Оно там до сих пор.

14 лет строительство велось под руководством А.В. Верещагина, который даже сначала жил в землянке с рабочими (их выписывали из Москвы). Вместе со священником отцом Павлом таскал кирпичи, чтобы поскорее устроить печь в колокольне и прожить зиму. В то время другого теплого помещения не было. Храм освятили в сентябре 1891 г. В настоящее время собор Архангела Михаила действующий.

 

clip_image006

Водосвятная часовня в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник»

На месте церкви и маяка в XIX в. был аул местных горцев, убыхов. Белые домики стояли среди каштанов и грецких орехов. В одном из них жил князь Ахмед Сача Аубла, отчаянный пират и разбойник. Он грабил крымские и турецкие берега. Наши суда долго гонялись за его небольшим кораблем, но так и не поймали.

В центре Сочи неоднократно находили клады. В 1962 г. при строительстве здания Центрального райкома КПСС (ул. Горького, 20) рабочие нашли керамический кувшин, наполненный золотыми монетами царской чеканки, достоинством пять и десять рублей. Четыре английских соверена чеканки 1901 г. и шесть пятирублевых полуимпериалов обнаружили строители торговой галереи на ул. Навагинской. При сноске старого здания на ул. Парковой нашли замурованный в стену клад, состоящий из «керенок» – бумажных ассигнаций, выпущенных Временным правительством Керенского в 1917 г.

13 апреля 1838 г. в устье реки Сочи, в полукилометре от берега, выстроились боевые корабли. Эскадра под командованием контр-адмирала Артюхова начала бомбардировку убыхского аула (на его месте хотели заложить крепость). После обстрела аул взял штурмом высадившийся на берег десант. 21 апреля здесь заложили сначала временное укрепление. Назвали форт «Александрия» в честь императрицы Александры Федоровны (жены Николая I). Затем построили постоянную каменную крепость из привезенного керченского ракушечника и переименовали форт в «Навагинский» в честь полка, отличившегося в Кавказской войне (хотя боевых действиях в районе Сочи он не участвовал).

Батарейка – это гора в центре Сочи. Ее высота – 146 м. До основания форта Александрия горцы звали ее Аублаарныха, что в переводе с убыхского – «священная гора рода Аубла». Аубла – княжеская семья, проживавшая в низовьях реки Сочи. Последнего ее представителя, князя Аубла, звали Али Ахмет. Ему принадлежали земли от Мацесты до Мамайки. Он был человеком богатым, сильным, независимым, слыл удачливым пиратом.

На горе было святое место горцев. Английский разведчик Джеймс Белл его описывал так: «Я выразил желание рассмотреть один из старых крестов. Меня проводили на вершину высоты, командующей над фортом, к месту, святость которого была отмечена несколькими разбросанными могилами. Как я заметил позднее, это местечко лежит на расстоянии полувыстрела от укрепления, около одной из сторон которого я увидел нескольких русских, которые слонялись взад и вперед, видимо отдыхая, и только вершина маленького холма скрывала нас взаимно друг от друга. Здесь я добрался до места моего любопытства. Он свешивался с ветви огромного старого дуба, к которой был прикреплен железным подхватом. Эта интересная реликвия – несомненное доказательство, что здесь когда-то свирепствовало христианство. Кресты были назначены для приема пожертвований, которые заботливо оставляли там до тех пор, пока они не превращались дождем и ветром в лохмотья. Некоторые лоскуты указывали на то, что пожертвования были сделаны не так давно. Некоторые жители желают убрать этот крест, как свидетеля заблуждения и суеверия их предков, а также из страха, что это может послужить русским поводом заявить притязание на эту местность, как бывшую некогда христианскою, другие же, наоборот, смотрят на этот символ с глубокой верой, как, например, Али Ахмед Бей, главный вождь этой местности, который требует защиты этой реликвии старой веры предков от всякого осквернения, и я думаю, что она-то и была причиной, вследствие которой русским во время одного или двух их нападений в этом направлении было оказано такое сильное сопротивление».

Позже Белл установил здесь пушку, обстреливавшую русский лагерь. Поэтому на горе построили блокгауз с небольшим гарнизоном и батареей пушек и с тех пор стали называть ее Батарейка. Путеводитель Дороватовского утверждал, что «в прежнее время из города на Батарейку был устроен ход. Теперь он забыт, хотя служит большим соблазном для гимназистов проникнуть в него и исследовать этот таинственный путь».

Сейчас на вершине горы Батарейка установлена телевышка. Сочинский телецентр построен в мае 1958 г. Видовая башня построена в сентябре 1977 г. по проекту, авторами которого являются художник В.Н. Кириченко, архитектор Б.И. Гурьянов, инженер Э.А. Демин.

14 лет гарнизон крепости нес службу. Продовольствие и боеприпасы доставлялись морем. Солдаты гибли от пуль горцев, но больше – от малярии и цинги. После начала Крымской войны все гарнизоны прибрежных укреплений эвакуировали, в том числе и Навагинский. Крепость разрушили.

Вновь русские корабли появились в устье Сочи в 1864 г. Снова высадили десант и заняли развалины брошенного форта. Построили новую крепость и переименовали в пост Даховской. В нем жили всего 15–16 семей гражданского населения.

В итоге стены и бастионы крепости разобрали. Из их материалов построили маяк, церковь, двухэтажный дом для причта, и др. Вся центральная часть бывшего укрепления поросла травой и полевыми цветами. Со стороны моря в начале XX в. еще можно было увидеть остатки каменной кладки с входами в подземные помещения. Сейчас остался единственный фрагмент этой стены во дворе городской поликлиники № 1.

clip_image007

Киноконцертный зал «Фестивальный»

С одной из сторон крепость ограничивалась оврагом. Его называли Турецким. В начале прошлого века на его склонах жили турки. Их хижины разделялись узкими тропками. Топили по-черному. Дым от очага выходил через отверстие в крыше. Воду брали в ручье на дне оврага. По-русски говорили плохо. Носили национальную одежду. Турчанки не закрывали лица, носили шаровары до щиколоток, и поверх халат. Турки были бедны. Они брались за любую низкооплачиваемую работу. Они на лодках-фелюгах свозили пассажиров и их грузы на берег, ловили и продавали рыбу. Выпекали белый хлеб и бублики.

На месте Турецкого оврага в 1979 г. построили киноконцертный зал «Фестивальный» по проекту архитекторов В. Шульрихтера и И. Рябышева. Многие горожане считают его лицом города. Он построен по типу летних площадок. Но у него есть крыша и стены, которые спасают от ветра и дождя. За счет фонтанов и визуального дизайна он как бы соединяется с городом и оттуда «спускается» прямо к морю. Самые «звездные» концерты Сочи проходят на его сцене.

Сочинцы о Сочи

Н.И. Барсукова: «У меня всегда было такое ощущение, что киноконцертный зал „Фестивальный” – это подобие греческого амфитеатра. Он многоярусный, но все очень удобно. Я себя там всегда эмоционально и энергетически комфортно чувствую. Когда сидишь в зале, видно море. И море служит как бы задником, на фоне которого выступают артисты. Особенно когда закат солнца. Возникает какое-то неповторимое состояние. Такое я больше нигде не испытываю».

Напротив собора Михаила Архангела, со стороны ул. Орджоникидзе (ранее ул. Московская) – здание в стиле модерн. Это бывшее казначейство (1902 г., архитектор А.Я. Буткин). На его месте (это тоже была территория крепости) когда-то стояла крохотная часовенка. Около нее росли кипарисы. Архитектор специально проектировал дом так, чтобы сохранить эти старые деревья. Сегодня первоначальный облик казначейства просматривается с трудом. Оно было деревянным. В 1992 г. его обложили камнем. Говорят, что под зданием находится подземное озеро.

После революции приняли решение о запрещении колокольного звона (1931) и закрытии храма Михаила Архангела (1934). Его вернули церкви в 1944 г. В начале 1990-х собор отреставрировали и вернули первоначальный облик, созданный его архитектором А.С. Каминским. В 2000 г. на территории собора построили храм Иверской Божьей Матери. К нему примыкает двухэтажное здание воскресной школы. Позднее возвели Водосвятскую часовню и в ноябре 2008 г. на территории собора Михаила Архангела установили памятник императору Николаю II. Его автор – сочинский скульптор Владимир Зеленко. Над бронзовым бюстом царя – увенчанная крестом арка из красного гранита. На пьедестале – цитата из девятой песни богослужебного канона.