Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Прогулочные маршруты по Сочи

Прогулки по Сочи

 

Маршрут № 1

От Хлудовской стороны до Навагинской крепости

 

Экскурсию по городу начнем от парка Ривьера. Когда-то это был пригород Сочи. Здесь купил землю купец первой гильдии Н.Н. Мамонтов, построил дом, посадил фруктовые деревья, экзотические растения, и назвал свое имение «Раздольное». После развода с женой Мамонтов стал нуждаться в деньгах и продал имение богатому московскому предпринимателю В.А. Хлудову. С тех пор пригород стали называть Хлудовская сторона.

clip_image001

В парке «Ривьера»

Новый хозяин хотел устроить на своих землях доходное хозяйство. Расчистил от леса большие участки земли. Разбил на них огромный фруктовый сад. Посадил лучшие сорта французского и крымского винограда. Начал строить винный завод и молочную ферму. Построил виллу в старинном русском стиле. От нее проложил несколько аллей, расходящихся лучами. Между ними посадил экзотические растения. Вложил более миллиона рублей… Но, увы, опыт не удался. Из-за слишком частой посадки виноград стал загнивать. Гранаты оказались кислыми. Крымские сорта яблок не прижились в условиях Кавказа. Новый метод приготовления вина, который он ездил изучать во Францию и использовал на своем винограднике, не оправдал себя. Вино получалось низкого качества. Имение стало приносить убытки. Привезенные из России рабочие сплошь болели малярией. Трехэтажное здание завода так и осталось недостроенным. Хлудов разорился и продал почти все свои земли казне. Та разбила их на участки. Часть пустила в продажу, а другую, что ближе к морю, превратила в общедоступный парк. Его стали называть Хлудовским.

В начале XX в. Хлудовская сторона оказалась практически необитаема. Там, где сейчас проходит улица Гагарина, был огромный брошенный фруктовый сад (яблони, груши, сливы). Красноармейскую улицу тогда называли Ореховой аллеей, потому что Хлудов обсадил ее по бокам деревьями грецкого ореха. Долгое время сад и аллея бесплатно снабжали жителей города фруктами и орехами. Склон горы по другую сторону от Ореховой аллеи Хлудов засадил лучшими сортами французского винограда. С тех пор гору стали называть Виноградной.

В 2004 г. основателю парка «Ривьера» В.А. Хлудову установили бюст. Он находится у входа в парк. Это работа сочинских скульпторов Евгении Пешковой и Александра Тихомирова.

clip_image002

Памятник основателю парка «Ривьера» В.А. Хлудову

Хлудов Василий Алексеевич (1841–1913) был удивительным человеком. Он окончил два факультета Московского университета – естественный и медицинский, два года слушал лекции по химии в Гейдельбергском университете. Прекрасно разбирался в музыке, играл на фортепьяно и органе, владел тремя языками.

В 1898 г. он подарил малому залу консерватории орган работы известного немецкого мастера Ладегаста (сейчас инструмент находится в Музее им. Глинки).

Хлудов разбирался в металлургии, экспериментальной медицине, биологии, эндокринологии, садоводстве, астрономии и др. Он обладал всеми талантами, кроме одного – делового. Если его отец сумел, не имея образования, построить четыре фабрики и заработать миллионное состояние, то Василию Алексеевичу в делах не везло. Получив свою долю наследства, он вложил значительную его часть в покупку и освоение земель в районе Сочи. Хлудов, не жалея денег, выписывал интересные растения со всех концов земного шара, собрал уникальные ботанические коллекции. Но его начинания оказались неудачными. Имение «Раздольное» приносило одни убытки, и Хлудов его продал. Благодаря своей доверчивости, он вступил в АО «Сталь», организованное международным коммерческим банком, под личным патронажем великого князя Петра Николаевича. Один из известных английских ученых доказывал, что вблизи Ладожского озера есть месторождения серебра и богатейшие залежи железной руды. Общество собиралось заниматься их разработками. На самом деле ученого подкупили, и осваивать там было нечего. От мошенников пострадали многие крупные промышленники, но Хлудов больше всех, так как купил слишком много выпущенных обществом акций.

После неудач в бизнесе Хлудов увлекся спиритизмом, занялся толкованием Евангелия, издавал брошюры на эти темы, и даже ездил к Л.Н. Толстому.

Во время Первой мировой и Гражданской войн в парке вырубили много редких и экзотических деревьев на дрова. После революции его национализировали, восстановили, реконструировали и назвали парком культуры и отдыха «Ривьера» (1937). После Великой Отечественной войны в парке построили Зеленый театр, «Музэстраду», теннисные корты, городок аттракционов, шахматный павильон, танцевальную площадку, фонтаны и др. В здании виллы Хлудова размещалась курортная поликлиника № 2 (во время войны – штаб Сочинского истребительного батальона).

В центре парка расположена Аллея Писателей. Выставлены бюсты русских и советских писателей – Пушкина, Толстого, Маяковского. До середины 1980-х гг. они были выполнены из армированного бетона, потом их заменили на медные.

Вы также можете найти Поляну Дружбы (магнолии, посаженные политическими и общественными деятелями). И прогуляться по Аллее Космонавтов, первую магнолию на которой посадил Юрий Гагарин.

Недалеко от главного входа в парк в апреле 1980 г. установлена 8-метровая стела с мозаичным портретом В.И. Ленина. Автор – художник-монументалист Т. Джалагония, архитекторы – Ю. Красовский и О. Свердлов из сочинских производственных художественных мастерских.

И.В. Сталин, гуляя по Курортному проспекту (тогда – проспект им. Сталина), зашел в парк «Ривьера» и присел за столик в кафе. За соседним столиком сидели женщина с мальчиком лет 5–6. Ребенок долго смотрел на Иосифа Виссарионовича и говорит: «А я тебя знаю! Ты – Сталин». Начался переполох. Сталин приказал директору кафе накормить всех присутствующих детей и счет прислать ему. Директор так и сделал. Сталин посмотрел на счет и велел его проверить. Сумма в нем была огромной – не могли дети столько съесть. Так и оказалось. Директор кафе решил подзаработать и заработал – Магадан.

В 200 м от парка «Ривьера» находится одноименный пляж. И корпуса (точнее, развалины) санатория «Кавказская Ривьера».

Курорт Сочи зарождался именно здесь. Датой его основания считают день открытия грандиозного по тем временам предприятия – курорта «Кавказская Ривьера» (14 июня 1909 г.). Его основал московский коммерсант А.В. Тарнопольский и затем передал акционерному обществу.

Здания в стиле декадентского модерна стояли у самого моря (архитектор В.И. Ион). Вокруг было много уютных и укромных уголков, с цветами и тропическими растениями. Их привезли из Италии. Открыли ресторан в виде большого парохода с верандой-палубой. Его расписали итальянские мастера в стиле псевдобарокко на сюжеты древнегреческих морских легенд. Во время обедов и завтраков играл оркестр. Метрдотель говорил на трех языках – французском, немецком и английском. Работали казино и кафе. Имелся театр на 650 мест. Три раза в неделю в нем давались спектакли и концерты. Здесь выступали Шаляпин, Собинов, Нежданова, Барсова и др. Был свой кинематограф, в котором показывали фильмы с выразительными названиями: «На арене ужасов», «Потоп», «Петербургские трущобы», «Сонька Золотая Ручка»…

clip_image003

Гостиница «Кавказская Ривьера»

Курорт имел свою электростанцию, водопровод и даже канализацию (чего в Сочи не было). В лечебнице была современная по тем временам аппаратура, ванны, операционная, рентгенкабинет. Здесь постоянно работали два врача, два фельдшера и два массажиста. Санаторий работал с 1 октября по 15 мая. В остальное время – только гостиницы. Считалось, что летом пациентам трудно выполнять строгий лечебный режим (морские прогулки, купания, экскурсии и др. соблазны).

clip_image004

Ривьерский мост через реку Сочи

На площади между парком «Ривьера» и санаторием – памятник «Подвиг во имя жизни», посвященный подвигу сочинцев во время Великой Отечественной войны (скульптор В.Д. Рябичев, архитектор И.В. Львов).

Перейдем по Ривьерскому мосту через реку Сочи. Он заменил старый металлический мост, который был построен еще при прокладке Новороссийско-Сухумского шоссе (1891–1892) и простоял до 1958 г. (его основания до сих пор видны у Малого Ривьерского пешеходного моста, который соединяет ул. Конституции с парком Ривьера).

Ривьерский мост уникален. Он был построен по проекту архитектора И.В. Жолтовского в 1936 г. и в свое время считался самым красивым в стране. Он расположен под большим углом к оси реки. Его железобетонные арки сильно скошены. Они закрыты сплошной стенкой, выложенной из белого камня. Под мостом сделаны два проема для пешеходной и проезжей частей набережной. Здесь хотели построить павильоны. Но не стали – они ухудшили бы видимость дороги, уходящей влево. С моста открывается прекрасный вид на море, на город с его домами и живописными садами, на долину реки, зеленые холмы и снежные вершины гор.

Спустившись с моста, повернем направо. По ул. Несебрской (до революции – ул. Бульварной) пройдем к морскому вокзалу.

Об этом писали

«В июле 1991 г. в районе Ривьерского моста в реку Сочи заплыл осетр. Он был хорошо виден в прозрачной воде. Рыбаки пытались его поймать, но не смогли».

В конце XIX в. в Сочи действовали две пристани: Русского общества пароходства и торговли – у «Кавказской Ривьеры», и Российского общества – в районе Михайло-Архангельского собора. Летом пароходы заходили в Сочи 3–4 раза в неделю. Зимой – реже. Во время шторма и вовсе проходили мимо не останавливаясь. Пассажиров доставляли в город с ближайшего места остановки бесплатно. Бывало, во время длительного и сильного шторма их возили между Сухуми и Новороссийском по три недели, т. к. не было возможности высадиться в Сочи.

Тогда прибытие парохода в порт было большим событием, которое оживляло монотонную и размеренную жизнь провинциального городка. Он привозил запасы продовольствия, предметы первой необходимости. И главное, новости и нежданных гостей.

Пароход останавливался на рейде в километре от берега. Оттуда к нему подплывали фелюги – большие остроносые турецкие лодки. На веслах и руле сидели «турки в красных фесках, коротких куртках и штанах, туго облегающих икры и невероятно широких ниже пояса».

Современный морской торговый порт начали строить в апреле 1934 г. В 1936 г. построили свайную пристань длиной 200 м. Начали возводить Северный мол… И началась Великая Отечественная война. Во время войны порт обеспечивал военные перевозки и ремонт судов. Его часто бомбили. Самые крупные бомбардировки произошли в августе 1942 г. После войны порт достроили. Закончили Северный и Южный молы, судоремонтные и пассажирские причалы № 1 и № 2.