Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Культурно-исторические рекреационные ресурсы - Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия

Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия

 

Культурный ландшафт – объект Всемирного наследия. Статус культурного ландшафта как объекта наследия был зафиксирован в документах ЮНЕСКО в 1992 году, хотя тенденции к его появлению появились уже 20 лет назад. Тогда, в 1972 году, была принята Конвенция о всемирном наследии, в которой в качестве объекта охраны рассматривались достопримечательные места как результат сотворчества человека и природы. Важнейшей частью культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде предметов или информации. В случае если оно является доминирующим фактором, определяя весь жизненный уклад населения данной местности, являясь условием формирования специфической архитектуры, археологии, этнологии, топонимики, фольклора и в целом всех сторон культурной жизни – в этом случае культурный ландшафт сам становится объектом наследия.

До 1992 года согласно документам ЮНЕСКО объекты всемирного наследия распределялись по трём категориям: объекты культурного наследия, объекты природного наследия и смешанная группа. Введённое понятие "культурный ландшафт" было формально отнесено к категории "культурное наследие", и рекомендуемые для включения в Список всемирного наследия объекты проходят процедуру оценки только на соответствие критериям ценности объектов культурного наследия, исключая природные ценности. Это послужило причиной появления многих противоречий, так как в объектах всемирного наследия очень часто трудно отделить культурную составляющую от природной. Само понятие "культурный ландшафт" означает, что он является результатом совместного творчества человека и природы и отражает процессы эволюции общества, происходящие под влиянием природных, социальных, экономических и культурных процессов. А в качестве объекта наследия к культурному ландшафту предъявляются ещё и дополнительные требования. Так, он должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный район и с высокой степенью выразительности демонстрировать отличительные черты такого региона, в том числе характер взаимоотношения человека и природы, например, традиционные технологии природопользования, учитывающего местные экологические особенности и ограничения. Кроме того, во многих культурных ландшафтах заключена семантика особого духовного (сакрального) отношения к природе.

В связи с этим с 1992 года стали проводиться процедуры по реноминации объектов всемирного наследия. Так, на 1 января 2000 года в списке объектов всемирного наследия значилось 638 единиц из 112 стран, из которых 480 относились к культурному наследию, 128 – к природному, 30 – к смешанной группе. Из этого списка было отобрано 13 объектов, отвечающих требованиям культурного ландшафта. 10 из них прежде относились к категории "культурное наследие", 3 – к смешанной группе.

В последнее время претендентов на получение нового статуса становится всё больше и больше. Так, например, от Скандинавии в предварительный перечень новых, рекомендуемых для включения в Список всемирного наследия, объектов представлено 20 единиц, из них 9 могут получить статус культурного ландшафта. Хорошие перспективы по расширению списка "культурных ландшафтов" имеются у Южной Америки. Так, культурный ландшафт уже представлен в составе категории "объекты культурного и природного наследия" в Перу, а также он может быть заявлен в качестве самостоятельной номинации от таких стран, как Чили и Венесуэла. Из российских объектов на получение статуса культурного ландшафта предлагаются Кенозерский национальный парк (по одной из классификаций – в качестве естественно сформировавшегося развивающегося ландшафта), музеи-заповедники Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и "Бородино" (как ассоциативный культурный ландшафт). Реноминации подлежат Соловецкий музей-заповедник с его природным окружением (как естественно сформировавшийся реликтовый ландшафт) и дворцово-парковые ансамбли окрестностей Санкт-Петербурга (в качестве целенаправленно созданного ландшафта).

В целом, в настоящее время существует два подхода к решению проблемы оценки культурных ландшафтов. Один подход – это механическое соединение критериев ценности культурного и природного наследия и рассмотрение в качестве объекта наследия только культурного ландшафта с упразднением предыдущих номинаций культурного и природного наследия. Второй – адаптация данных критериев к задачам оценки культурного ландшафта с рассмотрением его в качестве самостоятельной номинации как природно-культурной целостности с сохранением ранее существовавших номинаций культурного и природного наследия.

Свойства культурного ландшафта. Как объект наследия ландшафт должен обладать тремя важными свойствами, о чём зафиксировано в документах ЮНЕСКО – универсальностью, аутентичностью и целостностью. Обладающий универсальностью ландшафт наиболее полно отражает взаимодействие человека и природы в трёх контекстах – географическом (приспособление к местным экологическим условиям), историческом (исторические изменения характера природопользования) и культурном (проявление духовного отношения человека к природе). Вторым важным свойством культурного ландшафта является его целостность, то есть завершённость, единство, гармоничность и сохранность всех его составляющих – и материальных объектов, и ментальных свойств, и традиций природопользования. Под аутентичностью культурного ландшафта понимается его подлинность, достоверность, неразрывно связанная со свойством целостности.