Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Поездка в Рим: полезные мелочи и советы - Транспорт в Риме

Транспорт в Риме

 
Аэропорты

В Риме три международных аэропорта.

Большинство самолетов прибывают в Аэропорт имени Леонардо да Винчи (Aeroporto Leonardo da Vinci), расположенный в пригороде Рима Фьюмичино (Fuimicino) (именно поэтому в обиходе чаще можно услышать название Аэропорт Фьюмичино), Via dellAeroporto di Fiumicino, 320; тел. 0665 9536 40/4001 – информация о расписании и прибытии рейсов, 0665 951 – справочная служба, 06 659 54 252 – информация о багаже.

Аэропорт находится примерно в 30 км от центра Рима. Добраться из него до города можно на автомобиле (такси), поезде (электричке) или автобусе.

С 6.37 до 23.37 каждые полчаса со станции Фьюмичино до вокзала Термини курсирует прямой поезд Leonardo Express; из города первый поезд в аэропорт отправляется в 5.52, а последний – в 22.52. Обойдется поездка на Leonardo Express в 9,5€. Билеты продаются в железнодорожной кассе, в газетных киосках или в билетном автомате. Чтобы билет был действительным, его необходимо прокомпостировать! (Это, кстати, касается как железнодорожного транспорта Италии, так и римского городского транспорта.) Время в пути – 35 минут.

Также из Фьюмичино курсируют электрички до станций Остиенсе (Ostiense) в южной части города и до вокзала Тибуртина (Tiburtina) на северо‑востоке. Эти поезда начинают движение примерно в 6.30 и ходят с интервалом 15 минут до 21.30. Стоимость поездки – 5€, время в пути – 45 минут.

Если вы прилетели в Фьюмичино ночью, то до города можно добраться ночным автобусом, остановка которого расположена между терминалами А и С. Стоимость поездки – 5€.

Такси следует из аэропорта по магистрали Фьюмичино – Рим. Обойдется такая поездка (в зависимости от конечной цели в Риме) от 40 до 50€.

Второй по значимости аэропорт Рима – Чампино (Ciampino), который находится примерно в 15 км к северо‑востоку от центра Рима, Via Appia Nuova, 1651, телефон информационной службы – 06 794 941. Аэропорт Чампино обслуживает в основном внутренние и чартерные рейсы. Между Чампино и вокзалом Термини ходит обычный городской автобус. Также можно доехать до железнодорожной станции Чампино, откуда следуют электропоезда до Рима.

Аэропорт Урбе (Urbe) обслуживает чартерные рейсы. Находится он в городской черте, примерно в 7 км от центра города в северном направлении, Via Salaria, 06 812 05 24 – телефон справочной службы.

Вокзалы

Если бы Рим не был «набит» памятниками архитектуры, то Центральный вокзал Термини (Stazione Termini), который в 2005 году был назван в честь Папы Римского Иоанна Павла II, вполне мог бы претендовать на роль одной из самых интересных достопримечательностей. Строительство здания вокзала началось в 1938 году, а закончено – в 1950‑м. Термини считается одним из самых интересных зданий эпохи Муссолини и является одним из крупнейших (а некоторые источники утверждают, что самым крупным) вокзалов Европы. Поезда, которые курсируют по всем направлениям Италии и других стран, отправляются с 29 платформ.

Вокзал, пусть даже и европейский, есть вокзал. С одной стороны, в Термини есть практически все, что нужно пассажиру, – рестораны, кафе, бары, банкоматы, камеры хранения, аптека, телефонная станция, так называемая diorno – гостиница на день, наконец, туалеты. С другой –

Термини практически всегда переполнен, чистота на вокзале, мягко скажем, далека от идеальной, кроме того, вокзал – это прибежище всякого рода «антисоциальных элементов», самыми безобидными из которых являются многочисленные попрошайки.

clip_image001

Вокзал Термини

У вокзала Термини находится одноименная станция метро. Вокзал имеет два входа: северный – с via Marsala, и южный – с via Giolitti. Телефон информационной службы вокзала Термини – 06 489 06 300; информация о билетах в кассах – 06 4730 6250.

Вокзал Тибуртина (Stazione Tiburtina), второй по величине вокзал Рима, находится в стороне от центра города. Однако непосредственно возле него расположена станция метро Tiburtina (линия «В»), проходят автобусные маршруты, так что проблем с тем, чтобы добраться до других районов города, нет. К тому же на площади возле Тибуртина останавливаются междугородние автобусы, в том числе и популярные у туристов автобусы системы Eurolines.

Городской транспорт

Metrebus – таким словом принято обозначать римский городской транспорт. Жители города и туристы могут воспользоваться автобусом, метро, трамваем, а с недавних пор еще и речным трамваем и троллейбусом. Билеты на все виды транспорта (за исключением речного трамвая) можно приобрести в газетных и табачных киосках, в некоторых магазинах и барах, в кассах у входа в метро и автоматах (которыми, кстати, лучше не пользоваться – некоторые из них с трудом «переваривают» старые купюры и имеют «привычку» не давать сдачу). Водители общественного транспорта билетов не продают, за исключением редких маршрутов, которые курсируют и после полуночи.

Билеты на Metrebus бывают старого образца – маленькие, розовато‑оранжевые и нового – крупные, с магнитной полоской. Разовый билет, так называемый BIT (Biglietto Integrato a Tempo), стоит 1€. Купив такой билет, вы можете в течение 75 минут пересаживаться сколько угодно с автобуса на автобус и проехать одну поездку в метро. Время начинается с момента компостирования билета: в метро это надо сделать у входа в станцию (билеты нового образца компостируются в желтом отверстии турникета, старого – в дырочке с надписью Convalida). Необходимо помнить, что некомпостированный билет считается недействительным, проезд с таким билетом (равно как и вообще без оного) влечет за собой весьма неприятные последствия. Штраф составляет 50€ (плюс 1€ за проезд). Если у вас при себе не окажется денег, вам выпишут квитанцию, которую нужно оплатить в течение 60 дней в любом почтовом отделении. Если вы этого не сделаете, проблемы будут еще больше – штраф вырастет до 200€ плюс соответствующая информация о вас будет передана в посольство, что в дальнейшем может вызвать серьезные трудности с получением Шенгенской визы.

Кроме единоразовых, можно приобрести и проездные билеты (abbonamenti), которые обычно продаются в табачных киосках и кассах метро. Билет на один день, точнее на 24 часа с момента компостирования (biglietto giornaliero), стоит 4€, на три дня (biglietto integrato turistico) – 11€, на неделю (carta settimanale) – 16€, на месяц – 46€ (в билеты на неделю и на месяц надо вписать имя, фамилию и дату рождения и предъявлять контролеру вместе с удостоверением личности). Отметим, что власти Рима планируют введение так называемых Metrobus Card, которые должны заменить все виды нынешних проездных билетов.

Автобус

Автобус был, есть и, наверное, еще будет самым доступным и распространенным видом общественного транспорта в Риме. Однако с каждым годом автобусы все неуютнее чувствуют себя на переполненных римских улицах, отчего и падает их популярность. С другой стороны, автобус, в отличие от метро и трамвая, так или иначе, но довезет вас в самый дальний уголок Рима, и обойдется вам это в десятки раз дешевле, чем такси.

Карты автобусных маршрутов можно купить в киосках. Римские автобусы бывают нескольких видов: обычные, экспрессы, ночные, так называемые «экологические», работающие на электричестве и курсирующие в историческом центре города. Обычные городские автобусы – желтые или красные, номера их маршрутов на остановках обозначаются красным или голубым. Существуют также маршруты, обозначаемые буквами. В принципе, существует расписание, по которому ходят автобусы (оно составляется на будни и на выходные и праздничные дни), но на самом деле это скорее «дань уважения», автобусы ходят как попало – могут идти один за одним, а можно ждать и полчаса и больше. Совсем плохо, если вы увидите на остановке надпись «Sciopero» – это означает «забастовка» (что в Италии, надо сказать, не редкость) и автобуса можно не ждать.

Экспрессы (espressi) – машины зеленого цвета, как это понятно из их названия, минуют большинство остановок, на которых останавливаются обычные автобусы. Номера экспрессов обозначаются на остановках зеленым цветом.

Подавляющее большинство автобусных маршрутов обслуживается с 5.30–6.00 утра и до 22 часов. Затем наступает время (autobus notturni) – ночных автобусов. Их номера на остановках обозначаются темно‑синим номером с пририсованной сбоку желтой совой. Ночные автобусы ходят не часто – примерно раз в час.

И, наконец, о неофициальных, но вполне устойчивых правилах пользования римскими автобусами. Если вы видите автобус нужного вам маршрута, то махните рукой, иначе водитель может просто не остановиться. Входить в автобус принято через передние и задние двери (возле них обычно расположены компостеры), а выходить через средние. О своем желании выйти лучше сообщить водителю заранее или нажать специальные кнопки, которые разбросаны по всему автобусу.

Анекдот – это, конечно, анекдот, но в нем все‑таки есть доля правды. Итак, «В городских автобусах над головой водителя обычно висит объявление.

В Берлине оно звучит следующим образом: «Разговаривать с водителем строго воспрещается». В Лондоне: «С шофером лучше не разговаривать». В Тель‑Авиве: «Нет никакого интереса разговаривать с шофером».

В Риме: “Отвечать шоферу запрещено”».

Экскурсионные автобусы

Ежедневно с 8.40 до 20.20 каждые 20 минут от вокзала Термини отправляется двухэтажный (с открытым верхом) экскурсионный автобус номер 110. На этом автобусе в течение двух с половиной часов вместе с гидом можно объехать все основные достопримечательности Рима. Автобус делает 11 остановок и возвращается к вокзалу Термини. Билеты можно купить на конечной станции или прямо в автобусе.

clip_image002

Экскурсионные автобусы

Еще один интересный автобусный маршрут Рима – так называемый «Археобус» («Archeobus»). Мини‑автобус курсирует ежедневно с 9.45 до 16.45 от пьяцца деи Чинквеченто (piazza dei Cinquecento), недалеко от вокзала Термини. Автобус делает 15 остановок у самых известных достопримечательностей, в том числе и через парк Аппиа Антика.

Метро

Метро – главная альтернатива автобусу в Риме. Однако и здесь не все так просто. Римское метро состоит всего из двух веток (в 2015 году планируется ввод в эксплуатацию третьей линии, состоящей из 30 станций), которые пересекаются на станции «Termini» (там, где находится вокзал Термини). Линия «А» (красная) протяженностью 18 км начинается около Ватикана и ведет в юго‑восточные районы города. Именно эта линия является «головной болью» римских властей. Поскольку она проходит через деловой и исторический центры города, то поезда практически всегда переполнены. Из‑за глубокого залегания линии и устаревшего оборудования часто возникают проблемы с вентиляцией, нередки и остановки поездов в туннелях. Из преимуществ линии «А» можно отметить достаточно частое расположение станций, так что в центре вы сможете без труда добраться практически до всех известных исторических памятников и достопримечательностей.

Линия «В» протянулась от северных окраин города через центр до южных районов Рима. От линии «А» эта линия отличается в лучшую сторону, на ней практически нет тех проблем, о которых мы говорили раньше.

Работает римское метро с 5.30 до 23.30 (в субботу– до 0.30). Интервал движения поездов – от 3 до 10 минут (в зависимости от времени суток).

Трамвай, троллейбус

В некоторых районах трамвай является основным и самым удобным видом транспорта, благо линии в основном проложены так, что им не страшны пробки. В Риме еще попадаются старые трамваи (желтого цвета), но их вытесняют новые (зеленые), сделанные по последнему слову техники.

Троллейбус в Риме пока еще очень редкое явление. В 2005 году автобус 90‑го маршрута от вокзала Термини на север заменили троллейбусной линией. Особых отличий нет, разве что в троллейбусах этого маршрута установлены билетные автоматы.

Речной трамвай, экипажи

Речной трамвай и открытые экипажи – это, скорее, развлечение для туристов, чем городской транспорт. Речные трамваи курсируют по Тибру от острова Тиберина в сторону Олимпийского стадиона, с 7.30 до 19.00, примерно каждые полчаса, с остановками у мостов. Стоимость поездки – 1€.

Конные экипажи обычно располагаются у популярных у туристов мест: площади собора Святого Петра, у фонтана Треви, виа Венето и др. Эти экипажи снабжены счетчиками, но о стоимости поездки лучше договориться заранее. Удовольствие это не из дешевых – один час стоит порядка 60€.

Такси

Такси в Риме, как в других крупных европейских столицах, – удовольствие весьма недешевое. Особенно невыгодны поездки на короткие расстояния, ведь с вас возьмут около 2,5€ за посадку, и это в обычный день, а в выходные – уже почти 3,5€, ночью же (т. е. с 22.00 до 7.00) – 5€. В черте города один километр стоит 0,78€, а за пределами римской окружной дороги –1,29€. Случаи откровенного обмана пассажиров, в общем‑то, редки, однако «накинуть» несколько евро – вполне обычное явление среди римских таксистов. При этом от вас будут ждать чаевых (как и в других сферах обслуживания – 5–10 % от суммы). В случае, если вы видите явную попытку обмана, – не стесняйтесь позвать полицейского. Обычно одного намерения хватает, чтобы умерить пыл зарвавшегося водителя. В принципе, поймать такси можно и на улице, однако по большей части римские таксисты игнорируют взмах руки на обочине и предпочитают ждать клиентов на специальных стоянках такси. Также заказать машину можно по телефону (номера служб радиотакси 063570,065551,064994, 066645, 0688177). Учтите, что римские таксисты не любят ждать пассажиров, и если вы задержитесь больше чем на пару минут, то скорее всего заказанной машины уже не увидите.

Автомобиль

Многие туристические справочники не рекомендуют пользоваться в Риме своей или прокатной машиной, мол, движение в городе интенсивное, запутанное, водители – лихачи, часто возникают пробки и т. д., бензин дорог, в общем, «не стоит испытывать судьбу». И мы бы присоединились к таким рассуждениям, если бы не одно «но». А именно то, что подобные прелести характерны и для наших крупных городов, и если вы освоились на улицах Киева или, например, Харькова, то и «покорить» дороги Вечного города вам будет вполне под силу.

Каких‑то принципиальных отличий итальянских ПДД от украинских нет, есть лишь некоторые особенности. Вот самые главные из них:

• В Италии правилами предписано включать ближний свет за пределами населенных пунктов вне зависимости от времени суток.

• В кольцевом движении, если оно не регулируется дополнительными знаками, преимущество имеет тот, кто находится на кольце (т. е. принятое у нас «правило правой руки» в данном случае не действует).

• Разговаривать по мобильному телефону во время движения можно только при наличии системы hands‑free.

• Виды парковок отмечены различным цветом: белая полоса – бесплатная парковка; синяя полоса – платная парковка; черно‑желтая полоса – парковка запрещена;

желтая полоса – место парковки общественного транспорта и такси;

зеленая полоса (встречается в некоторых городах) – в рабочие дни с 9.30 до 16.30 парковка запрещена, в другое время – разрешена.

Ограничения скорости в Италии следующие: город – 50 км/ч, государственные дороги – 90 км/ч, автострады – 130 км/ч.

Система проката автомобилей развита в Италии, как и во всей Европе, не просто хорошо, а очень хорошо. Так что если вам больше 21 года и ваш водительский стаж превышает 1 год, если у вас при себе имеются водительские права международного образца или же новые украинские права и кредитная карта одной из имеющих широкое хождение систем (Visa, MasterCard и т. д.), то взять напрокат автомобиль в Риме не проблема. Прокатных контор известных фирм (Europcar, Avis, Hertz, Happy Rent и т. д.) – сотни, и расположены они практически во всех районах города. Цены разнятся в зависимости от класса автомобиля и срока, на который вы его берете (чем дольше, тем цена за день меньше). Автомобиль класса «А», например «FIAT Punto 1,2», обойдется от 32–35€ (при сроке аренды 14 и более дней) до 50–55€ (если вы берете авто на срок до трех дней). Средний класс авто («Ford Focus sw 1.6»; «Alfa‑Romeo 147 1.9 jtd») будет стоить от 50 до 70–75€, а класс «люкс» («Mercedes‑Benz Е280») – от 110 до 170€. Стоимость подразумевает неограниченный пробег, страхование гражданской ответственности и на случай угона, а также налоги. Следует помнить, что страховка в данном случае – частичная. В случае серьезных повреждений по вашей вине вам придется выложить от 800 до 1500€ (остальное заплатит страховая компания), а угона – от 1500 до 2500€. Чтобы полностью избавить себя от подобных проблем, лучше приобрести полную страховку, которая обойдется в 20–25€ в день.