Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Люди, прославившие Рим - Люди прославившие Рим: С...-Т...

Люди прославившие Рим: С...-Т...

 

 

Сорди (Sordi) Альберто (1920–2003)

Наверное, многие в этой ситуации сдались бы, обиделись на весь мир, разочаровались в себе и в людях. Особенно если ты подросток четырнадцати с небольшим лет и мечтаешь стать актером. Казалось, что Альберто Сорди, уроженцу Рима, сыну школьного учителя и профессиональной музыкантши, повезло – он уехал в Милан и поступил в Институт искусств. Казалось, что мечта быть актером станет реальностью, но… Это «но» всегда означает разное, однако следствие имеет одно и то же. У Альберто Сорди «но» означало… римский акцент. Именно из‑за него молодого человека исключили из института.

clip_image011

Интересно, что римский акцент позже стал визитной карточкой Альберто, его «торговой маркой». Но до этого, до того, как о

Сорди вообще кто‑нибудь узнал, прошло немало времени. Он все‑таки стал сниматься, но довольно долго был вынужден довольствоваться ролями во второстепенных лентах. Первой значительной работой Альберто стал фильм Федерико Феллини «Белый шейх» (1952). Именно Феллини (который, кстати, тогда был еще малоизвестным начинающим режиссером) разглядел подлинный талант Сорди, комедийного актера, за шутками и смехом которого стоит разочарование простого человека в своей простой и мало кому нужной жизни, бессмысленность устремлений, неудовлетворенность, а иногда даже трагедия.

В дальнейшем Альберто Сорди много снимался у того же Феллини («Маменькины сынки», 1953; «Рим Феллини», 1972), у других известнейших режиссеров итальянского кино. Всего «Большой Альберто» (так его называли в Италии) снялся более чем в 190 фильмах. С середины 1960‑х он занялся и режиссурой, среди самых значительных его работ фильмы: «Лондонский туман» (1965), «Простите, вы за или против?» (1966), «Пока есть война, есть надежда» (1974), «Всеобщее чувство стыда» (1976), «Я и Катерина» (1980), «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» (1982), «Путешествие с папой» (1982). А еще Альберто работал… мэром Рима. В 2000 году, во время празднования 80‑летнего юбилея Альберто Сорди, тогдашний мэр Рима Франческо Рутелли передал ему почетную ленту и ключи от своего кабинета. Это был знак уважения к таланту и заслугам великого актера. Через три года он скончался. Проводить в последний путь Альберто Сорди пришли более 250 тысяч человек…

Теренций (Terentius) Публий Афр (ок. 195–159 до н. э.)

Если верить некоторым жизнеописаниям одного из даровитейших римских комедиографов Публия Теренция Афра, он родился в Карфагене и был потомком древнего рода. Затем юноша попал в рабство и был привезен в Рим – незавидная судьба, не сулившая юноше ничего хорошего. Но он, говоря немного цинично, «попал в хорошие руки» и при этом был талантлив. Это и спасло Теренция от рабского существования. Некий сенатор (предполагается, что это был Теренций Лукан) заметил способности молодого человека и затем даровал ему свободу. После этого Теренций, опять же благодаря своему таланту, стал близким другом Сципиона Младшего, в чей кружок входили многие известные государственные деятели и литераторы.

Прославился Публий Теренций Афр, используя сюжеты новой аттической комедии, в 166–160 гг. до н. э. он переработал пьесы Менандра и Аполлония Афинского «Девушка с Андроса», «Самоистязатель», «Евнух», «Братья», «Формион» и «Свекровь». Основные творческие принципы Теренция – отказ от смешения греческих и римских черт и грубого комизма, присущих драматургии Плавта, серьезность и последовательность, строгий отбор сценических средств и последовательность действия. Пьесы Теренция оказали сильное влияние на всю последующую драматургию Древнего Рима, а также более позднего времени.

В 160 году до н. э. Теренций отправился в путешествие по Греции. Во время этого путешествия он заболел и умер в следующем году (по некоторым данным – погиб в кораблекрушении).

Тотти (Totti) Франческо (род. 1976)

Он – лидер, он – кумир, он – символ, он – живая легенда Рима, он харизматичен и противоречив, его не любят футбольные чиновники и «вражеские» болельщики, зато его боготворят те, для кого жизнь окрашена в желто‑красные цвета, цвета их любимого клуба – «Рома».

Один из первых подарков, которые получает практически каждый римский мальчишка, – это футбольный мяч. Не был исключением и юный Франческо Тотти. Когда ему исполнилось пять лет, отец записал Франческо в детскую футбольную команду. Первой командой юного Тотти стала «Фортитудо», затем были «Смит Трастевере» и «Лодижани». А когда Франческо было тринадцать, он впервые попал на базу «Ромы». Естественно, что сначала это была юношеская команда, затем Франческо перебрался на скамейку запасных основной команды. 23 марта 1993 года за две минуты до окончания матча с «Брешией» тренер Вуядин Бошков сказал 16‑летнему Тотти, чтобы он готовился к выходу на поле. Так Франческо дебютировал в большом футболе.

Преданность в футболе – не часто встречающееся чувство. Футболист совершенствуется, перед ним открываются новые горизонты, да и деньги, в конце концов, играют не последнюю роль. Так что вряд ли футболистов можно осуждать за то, что они переходят из клуба в клуб в поисках лучшей доли. Но Франческо Тотти – одно из редких исключений в современном футболе. Придя однажды в «Рому», он остается верен ей и по сей день…

«Вы не любите фундаментальные занятия и считаете, что ваш тренер – зануда. Но позднее вы поймете, что все это полезно. Даже будучи незаурядным талантом, прогрессировать можно, только если вы работаете каждый день».

Франческо Тотти

Феллини (Fellini) Федерико (1920–1993)

«Дорога», «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», 8 с половиной», «Рим Феллини», «Амаркорд», «Город женщин», «И корабль плывет»… Нужно ли что‑то еще говорить, о чем‑то рассказывать? Это – Феллини, гений, чьи фильмы были, есть и будут вне времени, их будут смотреть всегда.

Римини и Рим – два главных города в жизни Федерико Феллини. В Римини он родился 20 января 1920 года. Болезненный мальчик с самого детства любил устраивать представления, сам делал декорации и костюмы. Затем, в семнадцать, он переехал во Флоренцию, а спустя год приехал в Рим. Столица приняла Федерико отнюдь не с распростертыми объятиями. Он обитал в меблированных комнатах возле вокзала, где его соседями были проститутки и мелкие воришки, жил впроголодь.

clip_image012

В кино Феллини начинал как сценарист – он познакомился с Роберто Росселлини и вместе с ним и Серджио Амидеи написал сценарий к фильму «Рим – открытый город». Успех к Феллини‑режиссеру пришел после фильма «Дорога», вышедшего на экраны в 1954 году. Работа над фильмом шла очень тяжело, но усилия не прошли даром:

«Дорога» получила «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале и премию «Оскар» 1957 года за лучший иностранный фильм.

Дальше, за редким исключением, последовали шедевр за шедевром.

Феллини и Рим – это особая тема. В 1972 году на экраны вышел фильм «Рим Феллини» – своеобразный ответ на вопрос, что же значил Вечный город в жизни и творчестве великого режиссера. Феерия, сказка, праздник, впечатления и воспоминания – таким видел Рим Феллини. Не забывал он и о своей родине – в следующем году Феллини снял «Амаркорд» – еще одну историю о городе, но на этот раз о Римини, о городе детства Федерико.

31 октября 1993 года Феллини не стало. Когда Рим прощался с гением, движение в городе остановилось. Похоронен Федерико Феллини на родине, в семейном склепе в Римини.